• Zero tolerance mode in effect!

Наши символы в ненаших местах

При ремонте крымской больницы обнаружили одну из уникальных синагог мира
Находку собираются сохранить.
ForPost - Новости : При ремонте крымской больницы обнаружили одну из уникальных синагог мира

Сохранилась каменная резьба крымчакской синагоги.
Фото: Михаил Кизилов
Неожиданный сюрприз ждал рабочих, счищавших штукатурку на фасаде инфекционного отделения районный больницы Белогорска. Перед ними предстали остатки одной из двух сохранившихся в мире синагог крымчаков — еврейской народности, говорящей на диалекте крымскотатарского языка.
Как рассказал ForPost краевед, первым определивший ценность открытия рабочих, Михаил Кизилов, до геноцида фашистами во время оккупации Крыма в 1942 году Белогорск (тогда Карасубазар) считался негласной столицей крымчакской общины.
«К примеру, в XIX веке здесь проживало до трёх тысяч крымчаков и несколько сотен евреев-ашкенази. В городе действовало три синагоги крымчаков, и одна — у евреев-ашкенази», — отметил эксперт.
Обнаруженная на днях синагога, по мнению собеседника ForPost, была самой большой и самой красивой в Крыму. Здание было построено предположительно во второй половине XIX века, однако имя архитектора не сохранилось в истории.
крым белогорск синагога

Так выглядела синагога в Белогорске
С установлением советской власти синагогу закрыли, а помещение переоборудовали под склад.
«С осторожностью можно предположить, что наши власти, уходя из Крыма в 41-м году, по какой-то причине эту синагогу взорвали. Есть фотографии», — поделился версией Михаил Кизилов.
Несмотря на подрыв, утрачены лишь две надвратные башни. Как оказалось, сохранилась вся коробка здания, орнамент и арка центрального входа, а также двухметровые металлические звёзды Давида с фрагментами витражей из так называемой алтарной части.
крым белогорск больница синагога звезда давида алтарь

Звёзды Давида из алтаря
По данным Михаила Кизилова, сейчас в Белогорске жив лишь один крымчак. На полуострове проживают 200 представителей этого народа.
«В идеале это здание нужно полностью восстановить и открыть внутри музей иудаики или культурный центр. Но, как я с сожалением выяснил, это не надо никому: ни евреям, ни крымчакам», — рассказал собеседник ForPost.
крым белогорск больница синагога фрагмент декора

Фрагмент декора синагоги в Белогорске
В пресс-службе крымского Минздрава подтвердили информацию о том, что в ходе капитального ремонта инфекционного отделения ГБУЗ РК «Белогорская центральная районная больница» обнаружены фрагменты Карасубазарской синагоги.
«Администрацией больницы принято решение по корректировке проектной документации в части исключения из капитального ремонта фасада здания», — отметила пресс-секретарь министерства Диана Хоменюк.
Также в ведомстве отметили, что сейчас администрация больницы не возражает против реставрационных работ синагоги.
Ранее ForPost писал о том, как идёт реставрация здания караимской кенассы в Симферополе.
 
1636342916996.png

"Грузия единственная страна в мире, где в течение 26 веков никогда не было антисемитизма!
Святейший в знак уважения послал в Иерусалим свечу большого размера, чтобы она была зажжена во имя мира.
По словам патриарха, между грузинами и евреями существует кровное родство.
По словам Илии II, грузинская царская династия Багратионов берет начало от царя Давида и царя Соломона.
Как отметил патриарх, кроме как в Тбилиси, в мире больше нигде нет храма имени царя Давида.
"...Когда мы говорим, что прошло 26 веков, я думаю, что это не совсем правильно. Евреи прибыли в Грузию во время гонений, учиненных Навуходоносором.
Евреи не пришли в неизвестную страну, они пришли к своим братьям, в уже знакомую страну...
Грузия является единственной страной, где в течение 26 веков никогда не было антисемитизма...
МЫ очень ценим эти отношения между грузинами и евреями", - заявил, в частности, Илия II."
 
Менора в Манадо
1636429622538.png

КОЛЕНА ИЗРАИЛЕВЫ ОБЪЯВИЛИСЬ ПОСРЕДИ ТИХОГО ОКЕАНА

В Манадо, столице провинции Северный Сулавеси, расположенной на окраине Индонезии, меня привел в изумление 19-метровый иудейский семисвечник. «Несколько лет назад эта менора была построена правительством округа Северный Минахаса в качестве места христианского паломничества», – рассказывает лидер местной еврейской общины Яков Барух, индонезийское имя которого – Тоар Палилинган. «Они вдохновились на этот замысел после посещения Израиля», – поясняет Барух.

Произраильские взгляды не редкость в этом регионе Индонезии, народности которого по своим лингвоэтническим характеристикам ближе к папуасам, чем к населяющим остальную часть архипелага австронезийцам. Местные христиане-протестанты развешивают повсюду израильские флаги, а в блогосфере циркулируют статьи о том, что населяющая регион народность минахаса, состоящая из 9 или 10 этнических групп, и есть пресловутые 10 пропавших колен Израилевых.

«Раньше мы боялись рассказывать о себе», – говорит другой представитель иудейской общины, Реджинальд Таналисан. — «Но сейчас перешли к политике открытости: как иначе люди могут вообще узнать, что такое иудаизм?» – аргументирует Реджинальд. Он сдает комнаты в своем большом доме студентам местного института, причем одним из условий проживания установлено еженедельное участие жильцов в трапезе в честь шаббата.

На Северном Сулавеси действительно не возникло проблем с общественным принятием иудеев. Практически все члены общины заявили, что их семьи без труда приняли их вероисповедание. «Со стороны семьи возражений не было, потому что вера – личное дело каждого. Важно лишь, чтобы религия соответствовала искренним убеждениям», – делится одна из иудеек, Сара Тамбарики. Ее подруга Юлианти перешла в иудаизм вслед за мужем. Семья придерживается правил религиозной еврейской жизни уже более 20 лет. Другой член общины, Ричард, напротив, узнал о еврейской вере от жены – иудейки во втором поколении: «Я принял эту религию, до этого я был христианином. Семья и друзья у меня – христиане, но все нас приняли. Наш ребенок будет иудеем».

Первые евреи, как утверждает местный житель Орал Боллеграф, прибыли на Сулавеси в середине XIX века из Нидерландов. Именно тогда здесь и оказался один из предков Орала, который привез с собой еврейские книги. В этих краях осели три еврейские семьи: Боллеграфы, фон Богены и Езекилы. Они выстроили синагогу, остатки которой до сих пор сохранились и используются в хозяйственных целях. «В целом христиане нас всегда принимали и поддерживали. Ведь согласно 122-му псалму (в православной традиции 121-й псалом. – «НГР»), они тоже должны молиться за Иерусалим», – вспоминает Орал детские годы.

К 1940-м годам еврейская община Индонезии уже насчитывала, по оценкам разных исследователей, 3–4 тыс. человек. Центрами ее были столица Джакарта и Сурабая – город на восточной оконечности острова Ява. Но японская оккупация кардинально изменила положение евреев бывшей Нидерландской Индии. «Японцы нас не принимали, потому что это расходилось с их линией и принципами. Доказательством тому служит расстрел моего деда», – рассказывает Орал Боллеграф. «Синагога была разрушена, возможно, попаданием бомбы», – говорит он. В своей многочисленной семье Орал – единственный, кто еще помнит предписания иудаизма. «Я соблюдаю шаббат, совершаю ежедневные молитвы», – рассказывает этот пожилой человек. Однако на субботних собраниях в синагоге Орал не появляется. Причиной тому противоречия внутри общины.

В настоящее время местные иудеи объединены в Индонезийское еврейское общество с центром в Джакарте. Возглавляет организацию раввин Бенджамин Мейер Фербрюгге, потомок евреев (фамилий Коэн и Мейер), прибывших в Индонезию в рамках голландского колониального проекта. Бенджамин, чье индонезийское имя Бенни Пракарса, называет себя первым раввином страны. Рассказывает, что проходил обучение в семинарии Джозефа Гелбермана и получил звание раввина от Джонатана Гинзбурга и Стивена Джула Пескинда. Под руководством Бенджамина находится синагога «Бейт шалом», расположенная в одном из небоскребов Джакарты. По словам духовного лидера, собрания общины регулярно посещают 20–30 человек, из них еврейские корни есть примерно у 70%. Остальные приняли иудаизм – некоторые вслед за супругами, некоторые по велению души. Синагога Бенджамина состоит во Всемирном конгрессе прогрессивного иудаизма, однако раввин идентифицирует себя как ортодокса.

Помимо Джакарты и Манадо, еврейско-индонезийские общины, по данным главы Индонезийского еврейского общества, есть в провинции Лампунг (остров Суматра), на Молуккских островах и в Папуа. Кроме того, действуют кружки верующих в Магеланге (провинция Центральная Ява), на Бали и индонезийской части острова Тимор.

Несмотря на разрушение погромщиками в 2013 году синагоги одной из самых старых и известных иудейских общин Индонезии в городе Сурабая (Восточная Ява), иудаизм в островной стране явно на подъеме. В численном соотношении цифры невелики: Бенджамин Мейер Фербрюгге говорит о 200 индонезийских евреях, Иаков Барух – о 500. Но все больше людей проявляют интерес к еврейской теме.

Благодаря Якову Баруху и Реджинальду Таналисану, воспользовавшимся уникальными социокультурными условиями севера Сулавеси, иудейская жизнь в Индонезии вышла из подполья. Яков Барух, называющий себя раввином, с чем не согласен глава Индонезийского еврейского общества, довольно неожиданно ворвался в местную религиозную жизнь, будучи еще совсем молодым юношей.

«Еврейкой была моя бабушка», – говорит этот необычно высокий для индонезийца мужчина лет 40, в обычной жизни преподаватель права в местном университете. Барух выглядит вполне довольным жизнью в тропическом раю, однако всегда было что-то, что отличало его от других местных. «Я всегда ощущал себя иным, поэтому, когда бабушка рассказала о том, что она еврейка, все встало на свои места, – признается он. – Я сразу захотел возродить еврейскую жизнь в Манадо и создать здесь общину». За иудейской премудростью он отправился сначала в Сингапур, а затем – в Нью-Йорк.

Барух бесконечно занят то ремонтом в синагоге, то закупкой книг и организацией визитов, то обустройством печи для мацы, которую не купить в Индонезии. Его соратник, бывший политик Реджинальд Таналисан обладает знанием индонезийских реалий. Благодаря старым партийным связям Реджинальду стало известно, что Демократическая партия Индонезии (борьбы), одна из крупнейших и наиболее влиятельных в стране, к которой принадлежит и глава государства, не против присутствия евреев на территории Индонезии. В этом году удалось официально зарегистрировать уже более 10 лет неофициально действующую синагогу в Тондано, небольшом городе в окрестностях Манадо.

Иудаизм не входит в число шести официально признаваемых индонезийским государством религий, поэтому манадскую еврейскую общину, например, пришлось регистрировать под зонтиком протестантов. Индонезийские евреи не могут указать иудаизм в качестве исповедуемой ими религии в удостоверении личности. Подход общины Сулавеси к разрешению этих проблем заключается в позитивном взгляде на все происходящее. «Правительство защищает все религии, а малые религии не включены в официально признаваемые исключительно из-за минимального количества их последователей и крохотного бюджета», – говорит Реджинальд Таналисан. «Однако это ведь не значит, что они запрещены», – заключает он.
 
Мовчан мне нравится всем (особенно тем, что "люди" - закавычивает). Кроме одного.
Оставшиеся в России евреи, американские евреи, германские (сегодня) евреи... А у него там ещё и британские евреи!
Когда гостил у друзей в Израиле, единственное, в чём мы не сошлись - в оценке периода британского мандата. Я их всё пытался убедить, что - не худший был вариант...
Для невхожих в ФБ:
 
1639336239536.png
Jewish symbols - menorah, etrog and lulav, engraved on ancient Roman brick probably reused during early medieval period by Khazars, semi-nomadic Turkic people from eastern Europe and central Asia.
This artifact was found in one of the graves at necropolis from early medieval period, 8th-9th century, at Čibska šuma archaeological site near Čelarevo, Bačka region, Vojvodina province, northern Serbia.
The brick is telling the less known story of Jewish nomads in Pannonian basin – during early medieval period, in 8th and 9th century, nomadic tribe which practiced Judaism settled in the Pannonian basin among Slavs and Avars. These people came from the east, along with Avars and settled in vast plains of Pannonian basin in present-day northern Serbia. It is assumed that they were members of the Khazars, semi-nomadic Turkic people from eastern Europe and central Asia, who adopted Judaism and moved to the west, to central Europe.
Here is one of their artifacts, ancient Roman brick reused by those nomads who engraved symbols of Judaism on it - menorah (seven-branched candelabrum), etrog and lulav, plants used during specific portions of the holiday prayers in Judaism. Also, on some bricks are engraved inscriptions translated as Jehuda or Yahweh and Israel. This is just one of many bricks from this site with these Jewish symbols.
Archaeological excavations at this site near the Danube river have revealed large necropolis with more than 650 graves from late 8th and early 9th century. Buried people belong to three different populations and all were buried simultaneously at the same site.
First group of graves belong to nomads who practiced Judaism. They buried their dead along with items bearing symbols associated with Judaism, such as this brick with engraved menorah.
Second group belong to Avars, nomads of Turkic origin from Central Asia who founded their state, khaganate, in Europe after Great migration period. Khaganate spanned the Pannonian Basin and considerable areas of Central and Eastern Europe from the late 6th to the early 9th century. In their graves at Čibska šuma are buried horsemen, together with their ritually sacrificed horses and rich grave goods, especially belts and richly decorated horse equipment. Next to their feet were deposited ceramic vessels with food and drink.
Third group are Slavic graves, with modest offerings and in some were found ceramic urns in which cremated body remains were deposited.
Archaeologists examined just small part of this necropolis, and not far away to the south they have detected large settlement around 4 kilometers long, in which they excavated few houses and one goldsmith workshop
//
Simboli judaizma - menora, etrog i lulav, urezani na komadu rimske opeke u ranom srednjem veku od strane Hazara, polunomadskog turkijskog plemena iz istočne Evrope i centralne Azije.
Ovaj predmet pronađen je u jednom od grobova na nekropoli iz ranog srednjeg veka, 8-9. vek, na arheološkom lokalitetu Čibska šuma kod Čelareva u Bačkoj, Vojvodina, severna Srbija.
Ovaj zanimljiv nalaz kazuje nam malo poznatu priču o prisustvu nomadima koji su praktikovali judaizam u Panoniji – tokom ranog srednjeg veka, u 8. i 9. veku, u Paniniji se među Avarima i Slovenima naselilo nomadsko pleme čiji pripadnici su ispovedali judaizam. Ovi ljudi došli su sa istoka zajedno sa Avarima i naselili se na području Panonije u današnjoj severnoj Srbiji. Pretpostavlja se da se radi o delu Hazara, polunomadskog plemena turkijskog porekla sa prostora istočne Evrope i centralne Azije, koji je primio Judaizam i nakon građanskog rata otišao na zapad u centralnu Evropu.
Ovo je jedan od predmeta koji su ostavili za sobom, antička rimska opeka koju su iskoristili da bi na njoj urezali simbole judaizma – menoru, odnosno sedmokraki svećnjak, etrog i lulav, biljke koje se koriste tokom određenih rituala i molitvi u judaizmu. Takođe, na nekim opekama su urezani natpisi koji su protumačeni kao Jehuda ili Jahve i Izrael.
Ovo je samo jedna od opeka sa ovakvim simbolima koje su pronađene u grobovima na okalitetu Čibska šuma.
Arheološkim iskopavanjima na lokalitetu istraženo je 650 grobova s kraja 8. i početka 9. veka. Ljudi sahranjeni na ovoj nekropoli pripadaju trima različitim populacijama, koje su istovremeno sahranjivale svoje mrtve na ovom mestu.
Prva grupa grobova pripada nomadima koji su ispovedali judaizam. Sahranjivali su svoje mrtve zajedno sa predmetima na kojima se nalaze simboli judaizma, poput ove opeke sa urezanom menorom.
Druga grupa pripada Avarima, nomadima turkijskog porekla iz centralne Azije, koji su osnovali državu, kaganat u Evropi nakon perioda seobe naroda. Kaganat se prostirao u panonskom basenu i delovima centralne i istočne Evrope od 6. do 9. veka. U njihovim grobovima na Čibskoj šumi sahranjivani su konjanici zajedno sa ritualno žrtvovanim konjima i bogatim darovima, pre svega pojasevima i raskošno ukrašenom konjičkom opremom. Kraj nogu pokojnika ostavljane su keramičke posude sa hranom i pićem.
Treću grupu čine slovenski grobovi, koje odlikuju skromni prilozi, a u nekima su pronađene keramičke urne u koje su polagani spaljeni ostaci pokojnika.
istraženi grobovi predstavljaju samo mali deo nekropole, a nedaleko odatle, južno od lokaliteta postojalo je veliko naselje koje se prostiralo u dužini od oko 4 kilometra. Arheolozi su tamo istražili nekoliko kuća i ostatke jedne zlatarske radionice
 
Король Марокко Мухаммад VI представил в понедельник, 13 декабря, план по реставрации синагог, еврейских кладбищ и других объектов еврейского наследия в королевстве.

Среди прочего, планируется реставрация еврейского кладбища в Фесе с 13 тысячами надгробий и сотен синагог, а также возвращение исторических имен нескольким еврейским кварталам.

Программа приурочена к годовщине установления официальных отношений между Израилем и Марокко в рамках "Авраамовых соглашений". На текущий момент в королевстве проживают около 3000 евреев. Подавляющее большинство марокканских евреев проживают в Израиле. Также есть крупные общины во Франции, Испании и Канаде.
 
Можно было бы в археологию, но пусть здесь:


1644043450064.png

иудейскую плиту из запасников Музея Фанагории. Сказал, что она времён владычества на этой территории Хазарского каганата.. Сегодня мне в личку написал археолог к.и.н. Сергей Кашаев и поправил, что это стела все же больше похожа надгробные плиты позднеримского времени. Действительно, иудейская община существовала на берегах Боспора ещё с первых веков нашей эры и была довольно многочисленной.
 
Назад
Сверху Снизу