• Zero tolerance mode in effect!

Вопросы о Холокосте

Контролер билетов оказался убийцей евреев​


anthony Sawoniuk.jpg

Много шума наделал в Великобритании выход книги, основанной на реальных фактах - “Контролер из Беларуси”.

На протяжении многих лет сотни тысяч пассажиров лондонского Сити проходили мимо угрюмого не улыбчивого человека. Речь идет о контролере билетов на железнодорожной станции “Лондон Бридж”.

Тони Савонюк, якобы польский эмигрант, непонятно каким образом попавший и оставшийся в Великобритании, особо ничем не был примечателен. Никто от него не слышал ничего, кроме обычных приветствий. Его не любили коллеги. “В нем всегда было что-то странное,” - говорили они.

Никто из сотрудников железной дороги не догадывался о том, какую страшную тайну скрывает этот человек.

Статья в Daily Mail коротко рассказывает сюжет самой книги. История массового убийцы. Во время Второй мировой войны контролер билетов служил пособником нацистов в своей родной Беларуси. Он убивал евреев - мужчин, женщин и даже маленьких детей.

Савонюк родился в 1921 году в местечке Домачево у матери-одиночки. Назван был Андреем с отчеством Андреевич. Так звали убитого на войне мужа женщины. Говорили, что его отцом был один из местных евреев, коих в четырёхтысячном Домачево было 90% населения. Работал дровосеком и был шабес-гоем в еврейской общине. Выучил идиш.

После прихода немцев записался в Schutzmannschaft и вскоре выдвинулся на должность коменданта. До войны Савонюк проявлял мало признаков антисемитизма, но теперь он не только с энтузиазмом принял нацистское кредо, но и перешел в перегрузку. «Он соперничал с немцами в своей жестокости», - вспоминал один еврей, который знал его до войны.

Клерк, который работал в полицейском участке на протяжении всей оккупации, сказал, что немцы так высоко оценили Савонюка, что доверили лично проводить облавы и ликвидации. Они также выдали ему автомат, когда большинство его товарищей были наделены винтовками.

Он и его коллеги-вспомогатели бродили по гетто в поисках любого предлога, чтобы избивать и убивать евреев. Андрей Савонюк был печально известен своей жестокостью, требуя, чтобы еврейские девушки занимались с ним сексом, а если какая отказывалась, убивал ее на месте.

Свидетель, который позже даст показания присяжным, слушающим дело Савонюка, вспомнил, как «Маленький Энди» выстраивал в ряд 15 испуганных женщин, заставляя их раздеться донага, затем стрелял из пулемета в спины и пинал их тела в недавно вырытую яму.

Многие другие видели, как он проводил целые семьи по улицам и вдоль того, что стало известно как Дорога Смерти, к месту казни на песчаных холмах недалеко от города. Говорят также, что он провел операцию по зачистке в соседней деревне, уничтожив 54 детей в приюте. «Он был животным», - сказал один из местных жителей.

Когда Советская армия вошла в Домачево, в живых там осталось только 13 евреев. Остальные 4.000 евреев Домачево лежали мертвыми в братских могилах - сотни из них стали жертвами Савонюка.

При отступлении Вермахта, Савонюк присоединился к Тридцатой (Белорусской) гренадёрской ваффен-SS дивизии. Через месяц дезертировал, чтобы примкнуть к 10-му гусарскому полку Второго Польского корпуса и был направлен на итальянский театр боевых действий. В боях участия не принимал, ограничившись подсобным хозяйством. Получил медаль «Звезда Италии», врученную всем солдатам, которые находились под британским командованием в Италии.

Сделал себе документы остарбайтера, угнанного немцами на работу в Германию. С ними получил рабочую визу в Англию на стройку госпиталя в южном Лондоне. Четырежды был женат в Англии.

В 1951 году КГБ при проверке писем из-за рубежа наткнулся на свидетельство земляка Савонюка из Домачево, который писал своему брату, что столкнулся нос к носу с бывшим палачём-полицейским в Лондоне на Мэрилебон Хай-стрит. Только через тридцать лет КГБ потребовал ареста Савонюка. Но ничего не произошло, пока в 1991 году парламент Великобритании принял Закон о военных преступлениях.

Лично Маргарет Тэтчер пообещала израильскому правительству принять меры в отношении военных преступников, находящихся на свободе. И Савонюк стал первым в очереди. Это был исключительный судебный процесс в Великобритании. Ведь речь шла о чудовищном военном преступнике.

До этого момента ни одно западное разведывательное управление даже не слышало о нем, но его имя было в списке из 97 подозреваемых, переданных Советским Союзом специальному подразделению из девяти человек, созданному в Скотланд-Ярде.

Его обвинили в «помощи нацистским фашистам в убийстве ни в чем не повинных гражданских лиц» и был сделан опрос людей в Домачево доказать его преступления. Детектив был отправлен в Домачево, где старики выстроились в очередь возле ратуши, чтобы осудить своего мучителя. Один сказал: "Он убил больше людей, чем у тебя на голове волос".

Однако новое англонизированное имя и хорошая работа адвоката вводили следствие в тупик. Прошли годы, прежде чем его собственное имя было обнаружено в архивах Штази в Восточной Германии - и он был наконец опознан. И наконец в марте 1996 года полиция постучала в дверь квартиры Савонюка на Бермондси с ордером на обыск.

anthony Sawoniuk..jpg

Свидетельства, собранные в Белоруссии не сыграли значимой роли в осуждении, по перекрёстный допрос с 78-летним жителем Демачево сделал своё дело: было доказано два групповых убийства - в первом Савонюк, по словам очевидцев, расстрелял 15 евреев; во втором он застрелил трех евреев.

В 1999 году в Олд-Бейли, после исчерпывающего и уникального 28-дневного слушания, убийца был отправлен в тюрьму. Ему было вынесено два пожизненных заключения, и судья первой инстанции г-н Джастис Поттс пожелал Савонюку провести остаток своей жизни в тюрьме.

Он стал первым и единственным человеком в Соединенном Королевстве, который был осужден по Закону о военных преступлениях 1991 года. Умер естественной смертью в 2005 году в возрасте 84 лет.
 
Особенно впечатляет первым и единственным. Вы ж понимаете, ни один бывший член упа тоже не был осужден, потому что ни в чем не виноват.
 
Братья Израиль (Зрил) и Зелиг (Зейлек) Якоб, депортированные из Венгрии в Освенцим, стоят у поезда на разгрузочной площадке концлагеря. После селекции их в группе «нетрудоспособных» отправили в газовую камеру.

16368805.jpg
 

«Кругосветка» под пулями: в Израиль из Литвы через Афганистан и Индию​


На следующий же день после начала войны между Советским Союзом и нацистской Германией, 23 июня 1941 года, среди евреев Вильно разразились споры: что делать в связи с быстрым наступлением гитлеровцев? В том, что немцы скоро будут в городе, не было сомнений: столица Литовской ССР находилась совсем недалеко от границы, и прошлой ночью в городе уже прогремел ужасный взрыв – начались бомбардировки.

Особенно этот вопрос волновал еврейскую молодежь призывного возраста. Двадцатилетний Ицхак Шапиро как человек дисциплинированный взял свой военный билет и пошел через весь город на призывной пункт. Но всего через два дня после начала войны в военкомате уже не осталось советских солдат – здание стояло совершенно пустым. Власть пропала в один момент: закрыты были и отделения милиции, и муниципалитет.

Вернувшись домой, Шапиро решил уйти из города. Попрощался с родителями – как оказалось, навсегда: в 1943 году Дов Бер и Сара Шапиро погибли в Виленском гетто.

Вильно – Выкса

Пройдя несколько километров, Ицхак повстречал своего школьного товарища и двух его братьев. Вчетвером направились в сторону Минска. Шли по шоссе, вокруг – множество еврейской молодежи. Кто-то с большим тюком, другой несет в руках футляр со скрипкой или с гитарой, но большинство налегке. Вечером в сумерках на трассе послышался характерный звук моторов. Увидев кресты на броне, беглецы укрылись в лесу: вместе с беженцами на восток спешили немецкие бронемобили.

Дальше пробирались в Минск лесными дорогами и проселками. Рядом с деревнями и местечками им постоянно встречались странные личности: стриженые как солдаты, в военных ботинках с обмотками, но в гражданской одежде. Это красноармейцы массово дезертировали, побросав оружие и сняв с себя военную форму.

На Гродненщине на железнодорожной станции, пережив немецкий авианалет, влезли в один из вагонов поезда, эвакуировавшего комиссаров с семьями. Состав не остановился в Минске – мчался на восток больше недели, удлиняясь за счет прицепных вагонов, в которых царила страшная давка. В них было много еврейских беженцев, в том числе из Литвы. Примерно на восьмой день скитаний состав прибыл в Выксу, Горьковской (сейчас – Нижегородской) области.

Выкса – Чарджоу

Молодых и крепких вильнян взяли на работу. Ицхак попал на металлургический завод, стал бригадиром. Но молодые евреи хотели добраться до Эрец-Исраэль. Хотя только за подобные разговоры можно было оказаться в ГУЛАГе, а оставление рабочего места без уважительной причины приравнивалось к дезертирству. К тому же надвигалась холодная зима, а из вещей у ребят были только летние рубашки и брюки: в чем бежали из Вильно, в том и работали. Ни денег, ни возможности что-то купить не было – только желание попасть в далекий Израиль.

Они решили идти на юг СССР. В назначенный день шестеро товарищей незаметно, во время обеденного перерыва, покинули свои рабочие места, добрались до Горького, там сели на пароход до Куйбышева, зайцами. В Куйбышеве, по пути из речного порта на железнодорожный вокзал, повстречали военный патруль: «Идем на призывной пункт!» – «Идите, товарищи!» На вокзале снова смогли проникнуть без билетов на поезд, который шел в нужном для будущих репатриантов направлении – в Центральную Азию.

В Судный день 1941 года они добрались до города Чарджоу в Туркменистане. Там «добрые люди» посоветовали сесть на плот, перевозивший соленую рыбу по реке Амударье на север, к Каспийскому морю. Через несколько дней плот причалил к городу Нукусу в Узбекистане, полностью отрезанному от других населенных пунктов. И только тут беглецы поняли, что... плыли совершенно не в том направлении.

Пришлось возвращаться в Чарджоу. Переправщик был очень добр и даже отказался брать с ребят деньги за переправу – вот только вместо своего дома доставил их в поселковое отделение милиции. Где отрапортовал, что им были задержаны какие-то подозрительные лица, возможно, шпионы. Пришлось рассказывать сотрудникам трогательную историю про поиск родных, которые якобы эвакуировались из Вильно то ли в Ташкент, то ли в Ашхабад.

Начальник отделения милиции растрогался, ведь он тоже попал в богом забытый край не по доброй воле, сослали в Нукус за какую-то провинность, – и отпустил. Выслушав историю его жизни и сердечно распрощавшись, Шапиро с товарищами сели на пароход и добрались на нем до деревни на берегу Амударьи. Там задержались на несколько дней. Вокруг явно тлел огонь восстания: отношения между местными узбеками и живущими в деревне русскими были натянутыми. Десятки русских семей, боясь расправы, спешно готовились к отъезду.

В Чарджоу пересели на поезд, в котором познакомились с евреем, инженером из Киева. Киевлянин всю дорогу агитировал ехать к нему в бригаду и вместе работать на строительстве мостов – и молодые люди согласились. Один только Ицхак Шапиро продолжил свой путь к границе вместе с новым компаньоном, евреем из Лодзи.

Мары – Кабул

На другом поезде они доехали до города Мары, на юге Туркмении. Оттуда пошли пешком, встречая по дороге огромное количество беженцев-евреев: кто-то из них надеялся на приход частей английской армии, участвовавших в советско-британской военной операции в Иране, а некоторые явно намеревались перейти границу. Так собралась группа.

Ясно было, что огромную горную гряду к югу придется каким-то образом преодолеть, а примерная точка перехода должна находиться в районе пересечения рекой Кушка государственной границы СССР и Афганистана. Пограничная зона находилась примерно в 150–180 километрах от колхоза, и туда требовался специальный пропуск.

Купив в Мары продукты и захватив нового товарища – литовца, не еврея, который тоже во что бы то ни стало хотел покинуть территорию СССР, тронулись в путь и шли на юг шесть дней, днем и ночью, останавливаясь на короткие привалы. Каждый овраг был настоящей крепостью, такие крепости приходилось брать каждые три-четыре часа. У каждого из идущих был рюкзак с личными вещами, бутылка для воды, сухари, консервированный горошек и нож для самообороны – все необходимое на случай, если кто-то отстанет от группы и потеряется.

Вокруг в ручьях вода была очень соленой, дорога – ужасно тяжелой, каждый километр давался с трудом. Помимо холода, голода, жажды все время досаждали дикие кабаны, а однажды из-под ног выбежала какая-то очень крупная кошка. Шли гуськом на небольшом расстоянии друг от друга, постоянно меняя направляющего. Шедший впереди в первую очередь подвергался опасности из-за всевозможных расщелин...

Силы постепенно уходили, и стало понятно, что на горы их уже не остается. Советско-афганскую границу они смогли перейти возле заставы в поселке Кушка, ночью, укрываясь от военных патрулей. Поднялись на скалу. Ноги были совершенно разбиты и распухли, разорванные во многих местах ботинки были залиты кровью, а взору путников предстала зияющая бездна.

Утром в вершин стало видно, что по берегам реки находились деревни, отличавшиеся от советских конструкцией домов и садами. Молодые люди оказались в Афганистане. Спустились к реке, повстречав на горной тропе афганского пастуха со сворой собак. «Асалам алейкум!» Старик ничего не ответил и пошел дальше.

Еще в Мары было решено идти в афганский город Герат, где найти синагогу и попросить у местных евреев помощи. Единственное, что они знали на фарси, – это «аб» (вода) и «нан» (хлеб). Но скоро их обнаружили афганские пограничники. Их схватили и тщательно обыскали. Связанные по рукам и ногам, Шапиро с товарищами на каждый вопрос отвечали: «нан» – дайте хлеба.

Для афганцев была заготовлена легенда, что, дескать, путники шли через Румынию, Турцию и Иран в Палестину, но иранский проводник их обманул и бросил недалеко от границы. Путешественники скитались по горам, пешком прошли около 300 километров, заблудились и нечаянно перешли ирано-афганскую границу. Выслушав легенду афганцы перевезли их в Кабул, где посадили в тюрьму: в ее большом одноэтажном здании было несколько камер, четыре на четыре метра каждая, с одним одеялом на четверых и постоянно горевшим светом.

Кабул: делегация из синагоги

В камере уже были и другие заключенные. Один из них обратился к новеньким на русском языке, но Шапиро сделал вид, что ничего не понял. «Не бойтесь, – засмеялся арестант, – мы тут все такие». В этой тюрьме вместе с афганцами сидели и беглецы из Советского Союза: большинство – русские, но были и узбеки, дезертировавшие из Красной Армии. Большинство сидели по много месяцев, а один арестант провел в кабульской тюрьме 11 лет, тщетно дожидаясь судебного разбирательства.

Две питы на человека в день и склянка солоноватой воды из протекавшей недалеко реки Кабул. Причем этот «усиленный паек» полагался только обрезанным заключенным – «единобожникам», евреям и мусульманам. Христиане, в том числе литовец, вынуждены были питаться на одну афганскую рупию в день – стандартное довольствие для всех заключенных. Каждый день охранник спрашивал, кому что купить на рынке, и возвращался с небольшим мешком. На рупию можно было позволить себе лишь пару картофелин, горсть сухофруктов, небольшой кочан капусты или одну свеклу. Но друзья делили свои шесть пит на четверых.

Через месяц интернационал разбавили латыш и эстонец: при попытке перехода советско-афганской границы часовые открыли по его группе огонь. Пули сразили нескольких товарищей наповал, остальные погибли еще раньше во время тяжелого горного перехода. От перенесенных потрясений эстонец заболел душой и в застенках окончательно сошел с ума.

В душной камере начало таять здоровье, и Шапиро предложил арестантам «еврейской камеры» пойти на крайнюю меру – голодовку. Два дня пили только воду, без свежего воздуха всем стало совсем плохо. На третий день явился офицер и предложил одному из ребят выйти с ним. Как оказалось, боясь смерти европейцев, он связался с местной еврейской общиной и пригласил их представителей поговорить с заключенными.

На евреев пришли посмотреть четыре бородатых человека в восточных одеяниях. Шапиро вывели во двор тюрьмы, на встречу. Поговорили немного на иврите, затем перешли на более понятный всем русский. Местные евреи пришли на встречу не с пустыми руками, а с большой сумкой всяческих яств на шаббат, включая курятину, сахар, свежий хлеб – для изголодавшихся заключенных это было нечто невообразимо роскошное. Принесли хорошую одежду и теплые одеяла и сообщили, что один из охранников – свой человек, через которого можно будет поддерживать связь.

От имени всех заключенных евреев Шапиро написал письмо в Палестину и передал его через охранника местной общине. Писал он на адрес своего зятя, живущего в Палестине, которого попросил связаться с сионистскими организациями и помочь в выдаче сертификатов на въезд на территорию Британского мандата. А заодно через одного польского инженера, получившего от кабульских евреев записку, удалось проинформировать консула. Тот лично прибыл в тюрьму и долго беседовал со всеми находившимися там гражданами Польши. После этого предстояло собеседование в самом консульстве – их доставили туда под усиленной охраной, Шапиро и его товарищи там же написали рапорты о желании вступить добровольцами в польские части на Ближнем Востоке.

В итоге в конце июля 1942 года, после восьми месяцев в кабульской тюрьме, беглецы услышали, как караульный скомандовал: «С вещами на выход!» Из польского консульства документы уже пришли.

В застенках пришлось оставить литовца и Михаила Давидовича, уроженца Шяуляя. Но и для него все в итоге сложилась благополучно – через месяц-два на всю группу пришли долгожданные сертификаты. Получив у местных евреев деньги и другую помощь, Давидович без особых приключений совершил алию.

Кабул – Бомбей – Эль-Кантара – Реховот

Из Кабула польские новобранцы выехали на афгано-индийскую границу. Через Джелалабад добрались в пакистанский Пешавар, оттуда поехали на машине в Бомбей, в пансион, где уже жили евреи – беженцы из Германии. Среди них был один вильняк по фамилии Цинович, который так и остался в Индии и долгое время возглавлял там сионистскую организацию.

В августе в посольстве сказали, что пришла пора отдать свой воинский долг, но, к сожалению, на призывной пункт придется ехать очень далеко – в город Реховот, в британской Палестине. Новобранцы едва сдержали радость. Но корабль в Палестину пришлось ждать довольно долго – в Индийском океане за одинокими судами охотились японские подводные лодки.

Шли из Индии в Суэцкий канал караваном, состоящим из ливийских судов и британского военного судна. В порту пересели на железную дорогу и поездом добрались до египетского города Эль-Кантара на севере страны. Затем ночь к комендатуре, из которой утром их вызволил британский офицер, сопровождавший новобранцев. С ним они сели наконец на поезд, шедший на восток, в Эрец-Исраэль!

1_Shapiro_for_Details.jpg

В час пополудни 28 октября 1942 года Ицхак Шапиро с тремя товарищами и сопровождающим офицером прибыли в Хайфу. В Хайфе британец передал их документы польским офицерам, которые привезли Шапиро с друзьями на автомобиле в расположение польского штаба в Реховоте.

Призывников отправили на обучение в военный лагерь «Сент-Лукас» в Хайфе, но вскоре, не предупредив командиров, Шапиро с друзьями поймали такси и поехали прямиком к зданию «Сохнута» в Хайфе. Там троих, включая самого Шапиро, сразу же определили в «польский» киббуц Гинегар недалеко от озера Кинерет, а лодзянин записался в киббуц Уша, основанный его товарищами по движению «Ха-овед ха-циони». Поляки еще около года искали дезертиров, но найти так и не смогли.

Пункт назначения: Эрец-Исраэль

Ицхак Шапиро пробыл в киббуце Гинегар до ноября 1944 года. Как только в составе британской армии образовалась Еврейская бригада, он вступил в ее ряды. На его долю выпали учеба в Египте, освобождение Италии, служба во Франции. А в Италии произошло чудо: нашлись сестры Хая и Иехудит, бежавшие из Виленского гетто и воевавшие в составе партизанского отряда вплоть до августа 1944 года, когда город был взят советскими войсками.

Горечь от утраты родителей девушкам немного смягчала вера в то, что их брату удалось спастись. Незадолго до смерти Сара Шапиро закричала во сне, разбудив всех домочадцев: «Ицикале жив, и он находится в Эрец-Исраэль!»

Дальше была война за независимость, многолетняя служба в Военно-воздушных силах Израиля, забота об участниках Большой алии из СССР во время работы в министерстве абсорбции… Ицхак Шапиро скончался 7 апреля 2000 года (2 нисана 5760) и был похоронен на кладбище Кирьят-Шауль в Тель-Авиве. Его сын Дорон унаследовал любовь отца к авиации: он известный в Израиле пилот и летный инструктор.

https://detaly.co.il/krugosvetka-pod-pulyami-v-izrail-iz-litvy-cherez-afganistan-i-indiyu/
 
Шкедские дюны, рядом с г. Лиепаи были местом массовых расстрелов, где было убито и захоронено не менее 25.000 человек: советских военнопленных, гражданских лиц, взятых в плен защитников г. Лиепая 1941 года. Но главным образом, местных евреев.

7 июля 1941 года, расстрел несколько сотен человек общины г. Лиепаи.

С 14 по 17 декабря 1941 года - расстреляно 2749 евреев.

15 декабря 1941 года - Массовый расстрел. В расстреле принимали участие латвийский взвод охраны СД, отделение шуцполиции СС и ее местный полицайфюрер Д. Дитрих. Исполнители - латвийский полицейский 21-й батальон. В этот день было убито 2350 евреев.

С 12–15 февраля 1942 года - расстреляно около 500 женщин и детей еврейской национальности.

Автор всех этих фотографий - SS-Oberscharführer Sobeck.

16712224.jpg

На фото латышский полицейский охраняет группу женщин, ожидающих казни, перед которой их заставляли снимать всю одежду, после этого обыскивали в поисках скрытых ценностей, а затем их одежду отнимали и отдавали в переработку или сами повторно использовали. Молодых женщин, часто заставляли раздеться догола, а мужчинам и пожилым женщинам в основном было разрешено остаться в своём нижнем белье.

0006.jpg

0008.jpg

Liepaja-Skede_14.jpg

29 января 1956 года, останки 170 человек были перезахоронены со Шкедских дюн на Лиепайское центральное кладбище.

Liepaja-Skede_15.jpg

 

17,5 тонн праха: могила 8000 убитых обнаружена возле нацистского лагеря для евреев в Польше​

Известно, что евреев заставляли выкапывать и сжигать трупы убитых ранее заключенных​



BJbGwi2aiq_0_0_3000_1688_0_large.jpg
Бывший концентрационный лагерь Солдау

Институт национальной памяти Польши сообщил об обнаружении огромной братской могилы, расположенной возле места, где в годы Второй мировой войны находился концентрационный лагерь Солдау (к северу от Варшавы). По данным института, в могиле обнаружены 17,5 тонн человеческого праха. По предположению историков, на месте были похоронены останки около 8000 человек.

Лагерь смерти Солдау, созданный нацистской Германией во время Второй мировой войны, был концентрационным лагерем для польских и еврейских заключенных. Он располагался в Дзялдово (нем. Солдау), городе на северо-востоке Польши, который после вторжения в страну в сентябре 1939 года был присоединен к провинции Восточная Пруссия.

B1rfPshaoq_0_119_3000_1688_0_large.jpg
Возле места, где были обнаружены массовые захоронения


Территория лагеря использовалась для содержания и уничтожения евреев, а также польских политзаключенных. В прошлом историки предполагали, что в этом лагере были убиты в годы войны около 30 тысяч человек, однако более точных данных выяснить не удалось.

rJNMvo36o9_0_313_3000_1688_0_large.jpg
Прах уничтоженных в концентрационном лагере

Томаш Янковский, исследователь польского института, первым сообщил о страшной находке на территории бывшего лагеря смерти. Оценка по поводу 8 тысяч убитых основывается на весе праха: согласно предположению, прах одного человека весит около двух кг. По словам Янковского, по всей видимости похороненные в братской могиле люди были убиты в районе 1939 года, большинство из них принадлежало, по его словам, к польской политической элите.

r1ffvjhaiq_0_313_3000_1688_0_large.jpg
Символический памятник погибшим в Солдау

По словам местных историков, в 1944 году нацисты заставили еврейских пленных выкапывать из земли на территории лагеря похороненные там тела и сжигать их, в попытке скрыть масштабы нацистских преступлений. Польские исследователи сообщили, что в ходе раскопок на территории бывшего лагеря смерти была найдена одежда, пуговицы и другие предметы, однако не были обнаружены ценные вещи. Это означает, что был отдан приказ снимать с трупов убитых все ценности перед кремацией тел.

Анджей Обески, специалист по генетике из университета в Щецине, сказал в интервью агентству новостей AFP, что пробы праха из братской могилы будут исследованы в лаборатории. С помощью анализов ДНК можно будет узнать больше о личностях убитых. Подобные анализы были проведены в отношении останков убитых в нацистских лагерях Собибор и Треблинка.

Прах убитых в Солдау был обнаружен в двух рвах, однако исследователи предполагают, что в этом районе имеются и другие места массовых захоронений. Поиски на территории бывшего концлагеря будут продолжены.

https://www.vesty.co.il/main/article/b1p1skxnq
 
Депортация на смерть. Лондон.

17127777.jpg

Весной 1939 английская полиция провела депортацию евреев, уехавших из Чехословакии после ее оккупации гитлеровской Германии из–за «неправильно оформленных документов». Всего с 1933 года Великобритания отказала во въездных визах 500 000 евреям.

Эвианская конференция — международная конференция с участием представителей 32 стран, на которой решались вопросы помощи еврейским беженцам от режима Гитлера в Германии, Австрии и Чехословакии. Подавляющее большинство стран-участниц конференции заявили, что они уже сделали всё возможное для облегчения участи около 150 тысяч беженцев из Германии, Австрии и Чехословакии.

Представитель США заявил, что по въездной квоте 1938 года для беженцев из Германии и Австрии США приняли 27 370 человек и исчерпали свои возможности. Аналогичную позицию заняли Франция и Бельгия.

Канада и страны Латинской Америки мотивировали свой отказ в приёме беженцев большой безработицей и экономическим кризисом. Нидерланды предложили помощь по транзиту беженцев в другие страны.
 
Отец Анны Франк Отто вернулся на чердак, где они прятались от нацистов.
Он был единственным выжившим членом семьи (1960)

17133860.jpg

Позже фотограф Арнольд Ньюман вспоминал о том, как сделал этот снимок: «Настроение было гнетущее, и я сразу начал его фотографировать. Через несколько мгновений зазвонили колокола с башни Вестерторен, и Франк повернулся ко мне и сказал: «Это были те самые колокола, о которых писала Анна». Он вдруг окончательно сломался, безудержно зарыдал, а вместе с ним и я. Мы больше никогда не виделись. По сей день, когда я читаю лекцию или рассказываю эту историю людям, я давлюсь слезами; я до сих пор не могу с собой поделать»
 
Несколько тысяч обручальных колец, изъятых нацистами у жертв Холокоста

17133877.jpg

Войска США нашли кольца, часы, драгоценные камни, очки и золотые пломбы недалеко от концлагеря Бухенвальд. 1945 5 мая.
 
Англо-югославский фильм про Собибор

В 41-ом до лагера ещё надо было дожить. Уничтожали всех кто старше 13-ти лет по дороге в гетто. Когда моя бабушка после инсульта держа меня за обе руки поведала мне как их убивали
у меня есть только одно сердце поэтому не буду
 
В четверг в возрасте 97-ми лет скончался Соломон Перель, человек, чья биография похожа на остросюжетный роман. Свою историю он описал сам в книге «Я был Соломоном из Гитлерюгенда».

6531192_XXL.jpg

Шломо Перель родился в Германии в 1925 году. Когда Германия напала на Польшу, Соломон и его брат Исаак попытались перебраться на ту часть территории Польши, которая отошла по договору Советскому Союзу. Соломон попал в детский дом в Гродно, а после нападения Германии на Советский Союз снова бежал и попал в немецкую воинскую часть, где объявил себя немцем.

Подростка отправили в Гитлерюгенд и сделали переводчиком в части. Он участвовал в допросе захваченного в плен сына Сталина.

Прошел со своей частью наступление и отступление, как обрезанный еврей все время находился под страхом разоблачения. В конце войны его захватили в плен американцы, но быстро отпустили.

В 1948 году Соломон Перель переехал в Израиль. Вступил в армию, участвовал в боях за Иерусалим. Впоследствии написал книгу о своей жизни, по ней снят фильм «Европа, Европа». «Не надо жертвовать своей жизнью ради идеологии или религии», — так автор определяет мораль своего произведения.

boocover.jpg
Подробнее:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Перель,_Соломон
 
Под грифом "Совершенно секретно".
 
Polish-President-Andrzej-Duda_AP-Photo-Mindaugas-Kulbis.jpg.webp


Президент Польши Анжей Дуда приехал в деревню Маркова на юго-востоке страны в пятницу, 24 марта, чтобы почтить память польской семьи, казнённой за укрывательство евреев во время ВМВ в 1944 году. В этот день Юзефа Ульму, его беременную жену и их шестерых детей казнили вместе с восемью еврейскими беженцами, укрывавшимися в их доме


Национальный день памяти поляков, спасающих евреев во время немецкой оккупации был учрежден в 2018 году по инициативе Дуды. Польский парламент установил его 24 марта, и в этот день он отмечается каждый год. В деревне Маркова также открыт музей, посвященный полякам-спасителям.

В Польше семью Ульма почитают как героев, пошедших на смертельный риск, чтобы укрыть еврейских беженцев в годы Холокоста. Папа римский Франциск признал погибших мучениками.

По данным «Яд Вашема», более 7200 поляков помогали укрывать евреев. Впрочем, в последние годы историки публиковали и другие, трагические истории, когда поляки, наоборот, выдавали беженцев еврейского происхождения нацистам, либо сами принимали участие в их убийстве.


Важную роль в спасении евреев в Польше сыграла и церковь. Недавно в Католическом университете Люблина было представлено исследование «Спасение евреев в военное время польским католическим духовенством».

Согласно материалам исследования, во время Второй Мировой Войны сотни евреев получали помощь от более 100 католических религиозных орденов и от более чем 700 епархиальных священников в 600 населенных пунктах в оккупированной Польше.


Источник: https://detaly.co.il/prezident-polshi-pochtil-pamyat-polskoj-semi-ubitoj-za-ukryvatelstvo-evreev
 
Коллеги поздравляют гауптшарфюрера СС Лоренца Хакенхольта (Lorenz Hackenholt) с получением награды — Железного Креста 2-й степени. 1939 год. Лоренц Хакенхольт во время Второй мировой войны был создателем и принимал активное участие в работе газовых камер в лагере смерти Белжец в оккупированной Польше. После войны исчез и до сих пор разыскивается за участие в массовом убийстве более 70.000 немецких душевнобольных в центрах смерти «Т4» в Германии и участие в массовом убийстве более 1.500.000 человек в лагерях смерти по программе Reinhard.

17899926.jpg
 
Назад
Сверху Снизу