• Zero tolerance mode in effect!

Археология!

https://www.facebook.com/profile.php?id=100016258411402&__cft__[0]=AZX_2FCMvwXdnr8Jsa4aZcn06AV6yTcUfjtGCBBKZnVouIrbJQXVz8pw5F7g-xPYR4swXcavw769i-R8_Nhid3Au6suj5N9jYoMr-1zMdU-zmvGcG11TdAGcps6Ssn39JX3ZqXxIJqD_W27iM_65QGwgSvfsF573Q4W9e0jfIACb2TdUPP-rYvgtz3Uk7DURi28&__tn__=<,P-R

Олег Марголин

13 ч. ·
1679684558382.png
Меч типа Махары.
Из железа.
Греческая культура, классический период.
5-4 века до н.э.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Махайра (греческий. ма давра, mákhaira, множественное число mákhairai, также májaira) — термин, используемый в Древней Греции для обозначания любого режущего оружия, будь то нож или меч. В этом контексте махаиро понимается как тип греческого меча, имеющего меньше кривизны, чем его греческая "сестра" копия, и напоминает иберийского сокола (хотя разница в значении копии и махаиро не совсем понятна в древних текстах), с ручкой без охранника и топ, который был просто более простым вариантом его предшественника. Этот тип меча, или разработка меча, не был уникальным для эллинистической Греции, но был оружием, с его регионами, используемым многими народами Восточной Европы и Ближнего Востока (Персия). Итак, его изогнутый дизайн лезвия мог быть тем, что продвинуто или повлияло на современный турецкий ятаган.
Махайра, оружие, реже используемое греческой пехотой, было эквивалентно кифосу (спате в этрусском или римском варианте) в эллинистической кавалерии.
 

В районе Кафр-Касема найдены древности, похищенные "черными археологами" из погребальных пещер​

Инспектор Управления древностей осматривает находки
Управление древностей Израиля. Фото: Юлий Шварц
Инспектор Управления древностей осматривает находки
Управление древностей Израиля. Фото: Юлий Шварц
Одна из находок
Управление древностей Израиля. Фото: Юлий Шварц
ВСЕ ФОТО


Сотрудники полиции передали в Управление древностей коробку с предметами, найденными в районе Кафр-Касема во время операции против торговцев наркотиками и оружием.
По мнению экспертов Управления, предметы – древние кувшины, ложки и миски – были похищены из погребальных пещер. Найденные предметы датируются ранним и средним Бронзовым веком, находкам около 3500 лет.
Данные предметы помещали в погребальные пещеры, чтобы покойные "могли ими пользоваться в загробном мире".
Инспекторы Управления нашли погребальные пещеры, в которых рылись "черные археологи". Там найдены инструменты злоумышленников.
Директор отдела по предотвращению грабежей Управления древностей Амир Ганор заявил: "Найденные древности могут впечатлять, но на самом деле всё это печалит. Любые древности, вырванные из археологического контекста, представляют собой кусок, вырванный из головоломки нашего наследия".
 
В Ашкелоне найден медный крюк для ловли акул, революционное изобретение древности
В Ашкелоне найден медный крюк для ловли акул, революционное изобретение древности
Управление древностей Израиля/אמיל אלג'ם
В Ашкелоне найден медный крюк для ловли акул, революционное изобретение древности
Управление древностей Израиля/אמיל אלג'ם
В Ашкелоне найден медный крюк для ловли акул, революционное изобретение древности
Управление древностей Израиля/אמיל אלג'ם
ВСЕ ФОТО


В ходе археологических раскопок, которые проводило Управление древностей перед возведением в Ашкелоне района Агамим, был обнаружен изготовленный из меди рыболовный крюк, возраст которого составляет около 6000 лет. Находка будет представлена на археологическом конгрессе, который пройдет в апреле.
"Размер крюка – 6,5 на 4 сантиметра. Это означает, что его использовали при ловле акул и тунца размерами до трех метров. В прошлом мы находили и более древние крюки, но они были изготовлены из кости и имели значительно меньший размер", – говорит руководитель раскопок Яэль Абади-Рейс.
Особое внимание археологов вызвало использование обработки меди, новой для периода халколита технологии, в рыболовстве, которое было лишь одной из отраслей занятости местных жителей.
6000 лет назад в южной части Прибрежной низменности существовали крупные поселения, жители которых занимались в основном сельским хозяйством: выращивали злаки и бобовые, разводили коров и коз, собирали фрукты. Для сохранения пищи использовались соление и ферментация.
О рационе наших предков периода халколита можно судить и ямах, куда сбрасывался мусор. Там находили кости животных, обгорелые злаковые зерна.
"Редкий крюк обогащает наши знания об эпохе. Он рассказывает историю рыбаков, которые выходили на лодках в море, чтобы использовать новейшее достижение цивилизации – металлический рыболовный крюк, позволяющий пополнить рацион", – отмечает Абади-Рейс.
Исследования находки продолжаются, и это значит, что нас ждут новые открытия. Но небольшой металлический предмет, которому шесть тысячелетий, напоминает нам, что в каждую эпоху появлялись революционные изобретения.
 
gilad кинул ссылку:

1680702956918.png

Image Credit : Shani Jaffe
Archaeology

Clay jar points to connection between Israel under the Reign of King Solomon and the Kingdom of Sheba​


https://www.heritagedaily.com/2023/...-king-solomon-and-the-kingdom-of-sheba/146751

Archaeologists from the Institute of Archaeology of the Hebrew University of Jerusalem have deciphered a Sabaean inscription on a clay jar, pointing to a connection between Israel under the Reign of King Solomon and the Kingdom of Sheba.​

According to the Hebrew Bible and the Old Testament, Solomon, also called Jedidiah, was the penultimate ruler of an amalgamated Israel and Judah sometime around 970 to 931 BC. The Bible says that Solomon dedicated the First Temple in Jerusalem to Yahweh, or God in Judaism, and is depicted as a wealthy, wise, and powerful figure, as well as one of the 48 Jewish prophets.
In 2012, archaeologists conducting excavations in the Ophel area south of the Temple Mount, uncovered a large jar inscribed with text written in Canaanite script, from which the ancient Hebrew script used during the time of the First Temple derives.
Only seven letters from the inscription survive, which according to a new study published in the Hebrew University’s Jerusalem Journal of Archaeology, is actually “Ancient South Arabian,” the script that was used in the south-west part of the Arabian Peninsula (the Yemen region of today), where the Kingdom of Sheba was the dominant kingdom at the time.
The Kingdom of Sheba was the home of the biblical “Queen of Sheba”, a figure first mentioned in the Hebrew Bible. In the original story, she brings a caravan of valuable gifts for Solomon, however, her existence is disputed by academics. Modern historians identify Sheba with the South Arabian kingdom of Saba in present-day Yemen and Ethiopia, while competing theories places the kingdom in South Arabia or the Horn of Africa.
According to the study, the inscription on the jar reads: , “[ ]shy l’dn 5,” means five “ šǝḥēlet,” referring to one of the four ingredients mentioned in the Bible (Exodus 30:34) required for the incense mixture. The “šǝḥēlet” was an essential ingredient in the incense that was burnt in the First and Second Temples and was called “tziporen” in Rabbinic literature.
The researchers suggest that this indicates a connection between Jerusalem of the 10th century BC (during the reign of Solomon) and the Kingdom of Sheba. The jar was manufactured in or near Jerusalem, and the inscription suggests a speaker of Sabaean who was involved in supplying the incense spices.
Dr. Vainstub, from the Hebrew University of Jerusalem, said: “Deciphering the inscription on the jar teaches us not only about the presence of a speaker of Sabaean in Israel during the time of King Solomon, but also about the system of geopolitical relations in our region at the time – especially in light of the place where the jar was discovered, an area known for also being the administrative centre during the days of King Solomon. This is another testament to the extensive trade and cultural ties that existed between Israel under King Solomon and the Kingdom of Sheba.”
Hebrew University of Jerusalem
Header Image Credit : Shani Jaffe
 


На археологическом конгрессе, проводимом в эти дни Управлением древностей, будет впервые представлена находка, сделанная в Иерусалиме еще пять десятилетий назад – при раскопках погребальной пещеры римского периода, проводимых под руководством Яэль Адлер.

В 1971 году ее группа проводила раскопки на горе Скопус к северо-востоку от Старого города. Археологи обнаружили свинцовый саркофаг, в котором находилось множество украшений: золотые серьги, заколка, ожерелье, бусины. Находка полувековой давности так и не стала достоянием общественности.

Сейчас Управление древностей начинает новый проект, называющийся "Публикация долгов с прошлых раскопок". Он будет рассказывать об археологических находках, исследование которых не было доведено до конца, а результаты остались неопубликованными.

"Все это десятилетиями пылилось в архивных коробках. Артефакты необходимо найти и вернуть в научный оборот. Проект проливает новый свет на забытые археологические ценности, пример которых – исследованные нами золотые серьги", – говорит руководитель проекта доктор Айелет Даян.

Д-р Даян, которая вместе с коллегами д-ром Айелет Грубер и д-ром Ювалем Барухом исследовала археологические артефакты, полагает, что драгоценности с именем римской богини Луны – детские. Девочки носили их еще при жизни и были с ними похоронены. Судя по всему, украшения служили амулетами.

Подобная находка была сделана в 1975 году на Масличной горе. Тогда археологи нашли захоронение девочки с серьгами, ожерельем и заколкой. На ожерелье была надпись lunula, также отсылающая к богине Луны. Встречаются подобные могилы девочек на всей территории Римской империи.

"Население Иерусалима имперского периода, который тогда назывался Элия Капитолина, было довольно разношерстным. После изгнания евреев переселенцы прибывали сюда из разных концов империи. Очевидно, что они не спешили отказываться от привезенных с собой верований и обрядов", – говорят ученые.
 
1684144981493.jpg
Кораблекрушение римского корабля: о чем рассказал мрамор

Кораблекрушение римского корабля: о чем рассказал мрамор​


Кораблекрушение римского корабля: о чем рассказал мрамор
צילום היחידה לארכיאולוגיה ימית של רשות העתיקות
Кораблекрушение римского корабля: о чем рассказал мрамор
צילום היחידה לארכיאולוגיה ימית של רשות העתיקות
Кораблекрушение римского корабля: о чем рассказал мрамор
צילום היחידה לארכיאולוגיה ימית של רשות העתיקות
ВСЕ ФОТО


На дне моря у киббуца Бейт Янай к северу от Нетании был обнаружен груз корабля, потерпевшего крушение около 1800 лет назад – в период Римского владычества. Корабль перевозил строительной мрамор, и общий вес груза составлял 44 тонны. Нашел его аквалангист Гидеон Харрис, немедленно связавшийся с Управлением древностей.

Найдены капители от колонн коринфского ордера – их отличает характерный цветочный узор. Некоторые из них были обработана лишь частично. На дне моря обнаружены мраморные несущие конструкции, высота которых составляет шесть метров. Это свидетельствует, что мрамор предназначался для роскошного общественного здания – храма или театра.
"Мы знали об этом кладе, но из-за того, что его занесло песком, точное местонахождение оставалось неизвестным. Последние бури обнажили мрамор, и сообщение Гидеона позволило нам его осмотреть в преддверии основательного исследования", – рассказывает глава отдела подводной археологии Управления Коби Шарвит.
Расположение груза на морском дне позволяет восстановить картину кораблекрушения. Очевидно, находившийся на мелководье корабль попал в бурю и попытался отдать якорь, но был разбит волнами.

"Судя по находкам, это был большой торговый корабль, бравший на борт до 200 тонн груза. При общественном строительстве даже в самом Риме нередко использовали изображающую мрамор штукатурку. А тут он настоящий", – говорит Шарвит.

Предположительно, груз направлялся из Эгейского моря. Поскольку его нашли к югу от Кейсарии, он предназначался для Ашкелона или Газы, но нельзя исключать, что судно шло в Александрию – крупнейший мегаполис Восточного Средиземноморья.
Археолог рассказывает, что в научном сообществе давно ведется спор по вопросу, обтесывали ли строительные материалы там, где их добывали, или только на месте строительства. В данном случае очевидно, что большая часть груза была необтесанной, что подтверждает вторую версию.
 
На Аравийском полуострове найдены 8000-летние чертежи "воздушных змеев пустыни"

На Аравийском полуострове найдены 8000-летние чертежи
CC BY 4.0 / Crassard et al
На Аравийском полуострове найдены 8000-летние чертежи
CC BY 4.0 / Crassard et al
На Аравийском полуострове найдены 8000-летние чертежи
CC BY 4.0 / Crassard et al


Древнейшие масштабные чертежи, выгравированные на монолитах, возраст которых составляет от 7000 до 8000 лет, найдены на Аравийском полуострове, пишет журнал PLOS ONE.
На этих чертежах изображены "воздушные змеи пустыни" – огромные конструкции из каменных стен, которые предположительно строили в качестве загонов для ловли животных.
Данные конструкции, длина стен которых может достигать 5 км, впервые были замечены около 100 лет назад, когда начинались работы по аэрофотосъемке. "Воздушные змеи пустыни" можно разглядеть целиком только с воздуха. И по-настоящему они были изучены только благодаря съемкам со спутников.
В публикации PLOS ONE описаны два чертежа, на которых, по мнению ученых, изображены "воздушные змеи пустыни". К такому выводу они пришли благодаря математическому сравнению с задокументированными конструкциями.

Один чертеж найден на монолите в Джибаль аль-Хашабии (Иордания) – на нем показан загон для животных, который расположен в 2,3 км от него. Второй чертеж найден в районе Уади аз-Зиллият (Саудовская Аравия) – на нем изображена схема ловушки, находящейся в 16,3 км.

Предназначение этих чертежей является предметом научной дискуссии. По одной из гипотез, их использовали при сооружении "воздушного змея пустыни". По другой версии, такой схематичный чертеж помогал людям планировать охоту.

Остается непонятным, каким образом люди, которые не могли подняться в воздух, чтобы увидеть масштабную конструкцию целиком, с такой точностью воссоздавали ее очертания, или как им удавалось построить "воздушный змей пустыни" на основании такого чертежа.
 
Не все из Египта вывезли:


В
SHAARE ZEDEK MEDICAL CENTER

В иерусалимскую больницу "Шаарей Цедек" были доставлена два египетских саркофага из Музея Израиля для проведения CT с целью установить, какой техникой пользовались мастера, изготавливавшие крышки саркофагов.

Один из саркофагов датируется 950 до нашей эры. Второй – периодом между седьмым и четвертым веками до н. э.
Проверка была организована куратором отдела египетской археологии Музея Израиля. Подготовка к проверке длилась около пяти месяцев. Для доставки саркофагов в "Шаарей Цедек" были изготовлены специальные контейнеры.

А потом там же живым людям будут делать.
 

Йон Федер побывал в архиве инквизиции в Лиссабоне, где ознакомился с записями допросов его еврейских предков, насильственно обращенных в христианство в XVI веке. Архив хранит документы о трагической истории еврейского народа и имеет всемирное значение. Сегодня судьба этого уникального учреждения под угрозой. Перед вами - рассказ журналиста​


Sk119F6OB3_0_298_591_333_0_x-large (1).jpg
В архиве инквизиции

1 апреля 1582 года на центральной площади Лиссабона инквизиция сожгла мою родственницу Джиневру да Фонсека. Она была младшей сестрой моей прабабушки в десятом поколении и отнюдь не единственной в нашем роду, кто был приговорен к сожжению на костре. Да Фонсека считались знатным еврейским семейством в Португалии. В нем были врачи, юристы и торговцы. Формально все они были "новыми христианами" (анусим), как и большинство португальских евреев. На самом же деле семья тайно исповедовала иудаизм.
Церемонию сожжения Джиневры на костре инквизиторы приурочили к особой дате – коронации нового монарха. Моя несчастная родственница вместе с еще несколькими жертвами инквизиции "удостоилась" смерти в страшных мучениях на потеху толпы в честь провозглашения испанского короля Филиппа II властителем Португалии. Филипп написал об этом зрелище в письме своим дочерям, оставшимся в Мадриде. К письму прилагается программа церемонии.
Аутодафе, жуткие публичные казни, представлявшие собой торжественные религиозные церемонии, проводились с одной-единственной целью: продемонстрировать мощь церкви и инквизиции, навести страх на толпу и показать "новым христианам", что их ждет, если они будут застигнуты за соблюдением обрядов своей прежней религии.
Подобного рода бесчеловечные зрелища, продолжавшиеся почти до конца XVIII века, привели к полному исчезновению португальских евреев.

►Меньше казней, больше бюрократии​


Инквизиция в Португалии была создана в 1536 году - через пять лет после испанской и с той же целью: сжечь дотла (в буквальном смысле слова) любую ересь и очистить королевство от всех, кто не принадлежал к католической церкви.
Для выполнения этой задачи не гнушались ничем: выбитые под пытками признания, жестокие наказания. По уровню жестокости и количеству смертей испанская инквизиция не знала себе равных. По разным оценкам, испанские инквизиторы казнили от 30.000 до 300.000 человек. Их португальские коллеги были менее кровавыми. Их увлекала бюрократическая сторона вопроса – все свои действия они тщательно документировали.

В архиве португальской инквизции в Лиссабоне хранится 31.000 судебных протоколов "святого отдела расследований еретической греховности" (Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium) - за все годы его существования. Инквизиция занималась не только евреями ("новыми христианами"), но и всеми, кто смел исповедовать что-либо, кроме католицизма.
Вместе с евреями-анусим к суду привлекались протестанты, мусульмане и все, кого подозревали в колдовстве или других отклонениях от религиозной нормы. Всего было казнено 1900 человек, большинство из них публично. Большая часть судебных процессов заканчивались признанием вины и выражением раскаяния.
Подобные признания, выбитые под изуверскими пытками, влекли за собой серьезные наказания: длительные тюремные сроки, конфискацию имущества и порку. Кроме того, осужденные должны были носить на себе позорное клеймо, надевать уродливые шляпы, демонстрирующие их позорный статус, и многое другое.
Так, например, моя другая родственница (в 11-м поколении), Леонор Нуньес, была схвачена инквизицией Коимбры в 1568 году. Следствие доказало, что она в тайне соблюдала шабат, держала пост в Йом-Кипур и в Таанит-Эстер. Леонор хоть и призналась в своих "грехах", утверждала при этом, что она благочестивая христианка. Это не помогло. Ее обвинили в ереси. Судьи подчеркнули, что грешница, формально соблюдая католические обряды, не верила в Христа. Ее приговорили к тюремному заключению и ношению до конца жизни санбенито, позорной одежды, состоящей из куска ткани с отверстием на голове. Тех, кто носил санбенито, толпа могла безнаказанно оскорблять и избивать.

►Аристократы спасли прабабушку​


Я знаком во всех подробностях с историей тети Джиневры, как и с биографией многих своих родственников в десяти поколениях, потому, что их не обошла своим вниманием португальская инквизиция. Главный источник моих знаний о них – документы, хранящиеся в лиссабонском архиве.
Семейство да Фонсека попало под подозрение на довольно ранней стадии. Инквизиция догадывалась, что семья тайно исповедует иудаизм, однако ей долго не удавалось собрать необходимые улики, поскольку отец Джиневры, доктор Лопе да Фонсека (мой прадед в 11-м поколении) был личным врачом королевы Португалии Екатерины Австрийской, жены короля Иоанна III. Этот статус обеспечивал семье покровительство со стороны португальской короны.
К их несчастью, влиятельный врач королевской семьи умер в 1563 году. Инквизиторы почувствовали, что теперь у них полностью развязаны руки, и вплотную занялись семейством да Фонсека. Уже через несколько месяцев была арестована вдова Лопе да Фонсека, Беатрис Энрикес, и предстала перед инквизиторским трибуналом. Произошло чудо, и Беатрис Энрикес была оправдана. Однако инквизиция на этом не успокоилась. В 1574 году она была вновь вызвана на допрос, а вскоре были задержаны ее дочери, Мария (Сара) и Изабель.
Незадолго до этого Мария вышла замуж за моего прадеда в 10-м поколении, доктора Джеронимо Нуньес Рамиреса (его еврейское имя – Авраам Кориэль). Рамирес был высокопоставленным врачом, профессором медицины в университете Коимбры, автором научных книг. Инквизиция позволила ему сопровождать жену и ее сестру из дома семьи да Фонсека в городе Ковильян на северо-востоке Португалии до казематов инквизиции в Лиссабоне. Дорога заняла несколько дней.
Как только сестры оказались за решеткой, Авраам Кориэль вернулся домой и организовал спасательную экспедицию. Он обратился за помощью к друзьям семьи и нескольким пациентам своей клиники. Все они были влиятельными персонами, предствителями местной знати, христианами с рождения, а не новообращенными евреями.
Делегация, отправившаяся в Лиссабон, включала двух священников, трех мужчин и девять женщин из аристократических семей. В столице посланники дали свидетельские показания в пользу Марии и ее естры. Все это задокументировано и доступно для ознакомления в архиве инквизиции. Свидетели заверили судей, что Мария и ее сестра – ревностные католички, постоянно посещающие мессу, исповедующиеся у священника, читающие молитвы перед портретами святых и занимающиеся хозяйством по субботам. Сама Мария отрицала всякую связь с иудаизмом, утверждая, что не имеет ни малейшего представления об этой религии. Усилия увенчались успехом – сестры были отпущены.
Однако дело Марии и Изабели закрыто не было. Инквизиторы не успокоились и добыли новые улики. На сей раз они получили информацию от служанок, что обе госпожи стараются не работать по субботам и едят еврейские блюда. В одну из таких суббот инквизиция нагрянула к ним в дом. Женщины хорошо подготовились к визиту: они сидели перед окном, выходящим на улицу, и с усердием занимались домашними делами. Показания служанок были признаны ложными, и под давлением местной аристократии в Ковильяне инквизиция оставила в покое уважаемую семью.
К сожалению, не надолго. Три года спустя была арестована тетя Джиневра.

►Благодаря усердию инквизиторов​



Все эти расследования, показания свидетелей, судебные протоколы и приговоры до сих пор хранятся в увесистых папках Лиссабонского архива инквизиции. Каждый допрос, каждое показание были записаны слово в слово. Инквизиторы тщательно изучали родословную находившихся под следствием, составляли подробные списки членов семьи – имена, профессии, адреса, личные данные жен и мужей, кузенов и дядьев. Все это запротоколировано и сохранено. Благодаря усердию инквизиторов архив парадоксальным образом превратился в важнейший и достовернейший источник информации об истории португальского еврейства.
Недавно я посетил Национальный архив Португалии Торре-ду-Томбо, расположенный в кампусе Лиссабонского университета. Речь идет об одном из старейших архивов в мире, открытом еще в XIV веке. В нем хранили документы Португальского королевства в течение сотен лет. В XIX веке, спустя несколько десятилетий после упразднения абсолютной монархии, в Торре-ду-Томбо были перенесены и архивы португальской инквизиции, действовавшей в Лиссабоне, Порту, Коимбре, Эворе и Ламегу, а также на заморских территориях.
Посещение этого архива – весьма необычный опыт: бесконечные ряды стеллажей, на которых размещены тысячи папок, целые тома, коробки с бумагами. Все это рассортировано по датам и местам, где проходили судилища. Расстояние от первого до последнего стеллажа составляет два километра. Около 20 миллионов страниц самых разных документов – фантастический объем информации.
У этих древних манускриптов немало врагов, главный из которых – время. Страницы рассыпаются, чернила на некоторых окислились и стерлись. Многие страницы слиплись, покрылись плесенью и грибком, им постоянно угрожают насекомые - моль, жуки-точильщики и термиты.
Лишь четверть этого важного архива сохранилась в приемлемом виде. Руководству удалось оперативно отсканировать и разместить в интернете документы XVI века, однако процесс оцифровки продвигается медленно.
Все прочие бумаги находятся в весьма плачевном состоянии. Половина документов нуждается в тщательной реставрации. Сделать это необходимо максимально быстро, иначе они будут утеряны навсегда.

►Спасти историческую память​


Без немедленной реставрации вся эта сокровищница, хранящая бесценные свидетельства трагической истории еврейского народа, может исчезнуть. Национальный архив Португалии вот уже несколько лет осуществляет беспрецедентный по своим масштабам и технической сложности проект по частичной реставрации документов.

H1A9FaOS2_0_371_591_720_0_x-large.jpg
Так реставрируют документы из архива инквизиции

Над сохранением одного тома сотрудник лаборатории Торре-ду-Томбо работает полгода. Все это делается вручную: толстые тома разбираются, каждая извлеченная из папки страница подвергается тщательной обработке (выравнивание складок, очистка от насекомых). Затем бумажный лист приклеивают к тонкой и прозрачной японской ткани, чтобы он не рассыпался. После сушки каждый лист помещают под пресс на сутки. И лишь затем его возвращают в том, из которого он был извлечен. В конечном итоге тома переплетают заново. На завершающем этапе все документы сканируются в цифровом формате.
Невозможно переоценить важность оцифровки архива. Это делает документы доступными для всех и позволяет ученым, а также таким, как я, любителям генеалогии, с легкостью читать исторические протоколы вековой давности.
К сожалению, человеческие и финансовые ресурсы, выделенные португальским правительством на реставрационные работы, весьма ограничены. Их совершенно недостаточно для подобного объема работы. Поэтому архив зависит от частных спонсоров и независимых фондов.
"Этот уникальный архив играет огромную роль в процессе примирения португальского и еврейского народов, стремящихся переосмыслить общее трагическое прошлое, - объясняет Рут Кальвао, глава института изучения еврейской истории в провинции Трас-ос-Монтес. - Существует реальная опасность, что тысячи историй португальских евреев, свидетельства о пережитых ими ужасах и несправедливости, описание их страданий под бременем инквизиции, исчезнут навсегда. Необходимо срочно изыскать средства на сохранение архивных документов, после чего они станут доступными широкой публике".

►Смертельный хлеб Джиневры​


Одним из самых волнующих моментов моего визита в архив Торре-ду-Томбо было ознакомление с досье моей родственницы Джиневры да Фонсека, сожженой на костре. Даже сегодня невозможно оставаться равнодушным к крови, слезам, горю и страданиям, льющимся со страниц 500-летней давности.

r1pIF600r3_1_25_707_505_0_x-large.jpg
Две страницы из протокола о приговоре Джинерве да Фонсека

Вот ее история:

Однажды утром, зимой 1580 года, когда Джиневра, молодая жена торговца Гаспара Диаша, пекла хлеб на кухне своего дома в Ковильяне, к ней заглянула соседка. Увидев тесто, предназначенное для отправки в печь, соседка пальцем нарисовала на нем крест. Вспыльчивая Джиневра стерла рисунок и выпалила, что не хочет видеть крест на своем хлебе. Изумленная соседка тут же рассказала об этом своим подругам, и вскоре это стало самой обсуждаемой темой в городе.
Потрясенные подобным богохульством жители Ковильяна потребовали наказания грешницы, так как ее поступок, по их мнению, мог навлечь на горожан голод и болезни.
В Ковильян прибыли представители святой инквизиции из Лиссабона, чтобы расследовать инцидент. Джиневра была арестована и обвинена в тайном соблюдении еврейских обрядов.
Сначала она созналась в отступничестве, но затем отказалась от своих показаний. Это стоило ей жизни. По канонам инквизиции, отказ от признания в ереси считался даже более серьезным преступлением, чем сама ересь. Судьи приговорили Джинерву к высшей мере наказания – сожжению на костре.
Инквизиторы рассуждали следующим образом: если "нового христианина" ловят на тайном соблюдении иудейских обрядов, и тот раскаивается, признавая свою вину, его следует наказать, возможно, весьма сурово, но его грех прощен. С теми же, кто не хочет каяться, нужно обращаться с максимальной жестокостью. Смертная казнь в подобных случаях неизбежна.
У инквизиции не было однозначных доказательство вины Джиневры, кроме истории о стертом кресте. Поэтому ее обвинили еще и в колдовстве, приговорив к смерти.
Материалы следствия и протоколы суда занимают 251 страницу, написанную убористым почерком. Португальские инквизиторы творили ужасные вещи, но были очень пунктуальны. Лишь поэтому мне известно, что Джинерва была арестована 8 ноября 1580 года, а через полтора года, 1 апреля 1582-го, ей был вынесен приговор. Имущество ее семьи было конфисковано, а ее саму отправили на костер.

B1ox5p00S2_0_0_295_234_0_x-large.jpg
Церемония аутодафе на центральной площади Лиссабона: сожжение еретика

Джиневра была не единственной в нашем роду, кого постигла такая участь. В 1601 году жена ее брата была также публично предана огню. На сей раз в родном городе нашей семьи – Коимбре, где инквизиция особенно свирепствовала.

►Исторические свидетельства могут погибнуть​


"Благодаря огромному количеству документов, хранящихся в нашем архиве, мы можем во всех подробностях воссоздать картину неимоверных страданий, пережитых людьми, попавшими в лапы инквизиции", - объясняет доктор Сильвештре Ласерда, директор Национального архива Португалии.
По словам Ласерда, хотя проект по оцифровке архива был запущен португальским правительством еще в 2007 году, он затянулся на долгие годы из-за необходимости тщательной реконструкции многих рукописей.
К счастью, на помощь Национальному архиву пришла еврейская община Порту, пожертвовав большую сумму на сохранение документов. Договоренность об этом была достигнута при посредничестве бывшего израильского посла в Португалии Рафи Гамзо. Это позволило реставраторам начать работу над восстановлением и оцифровкой 1778 судебных досье XVI века, касающихся "еврейских еретиков" в трех главных центрах святой инквизиции – Коимбре, Эворе и Лиссабоне.
Этот бюджет не покрывает обработку документов, связанных с судебными процессами в других городах страны в XVI веке, а также всего того, что документировалось в XVII и XVIII веках. Для того, чтобы приступить к дальнейшей реставрации, нужны дополнительные пожертвования. Без этого, подчеркивает Ласерда, невозможно двигаться вперед. По оценке директора Национального архива, в ближайшие три года потребуется еще 4 млн евро, чтобы спасти документы, которым грозит исчезновение.
Историк доктор Йоэль Рафаэль, директор архива Эли Визеля в Бостонском университете, также исследовавший тему инквизиции, бьет тревогу в связи с опасностью утраты документов Национального архива Португалии. "Это особенно печально, учитывая почти полное отсутствие прямых свидетельств о судьбе португальского еврейства на протяжении сотен лет, - говорит он. - В свое время благодаря помощи Рут Кальвао мне удалось познакомиться с потомками евреев, тайно исповедовавших иудаизм. Рут согласилась сфотографировать для меня молитивенники анусим, которые 400 лет, рискуя своей жизнью, в той или иной степени соблюдали некоторые еврейские обряды – зажигали свечи в Хануку и перед наступлением субботы, проводили пасхальный седер, на котором едят мацу.
Нет ни малейших сомнений, что архивы португальской инквизиции – важнейший источник изучения прошлого народа Израиля, - отмечает Рафаэль. - Если мы не сумеем найти финансирование для реставрации архивных документов, мы будем нести ответственность за то, что не воспользовались возможностью восполнить пробелы в нашей истории. Это наш национальный долг".

►Вернулись к иудаизму и стали португальскими аристократами​


После долгих лет преследований, арестов и судебных процессов над членами семьи некоторые из моих родственников решили, что из Португалии пора бежать. Среди них был и мой предок Дуарте Нуньес да Кошта. По-еврейски его звали Яаков Куриэль. Он родился в Лиссабоне в 1587 году. Яакову удалось вывезти тайными путями свою мать, брата и еще нескольких членов семьи. В Испании, Франции и Италии они переезжали с места на место, пока окончательно не обосновались в Гамбурге. Брат Яакова поселился в Брюсселе. Там они вернулись в лоно иудаизма, вновь взяли себе еврейские имена и стали основателями еврейской португальской общины. Остальные члены семейства остались в Португалии и жили, как христиане.

Яаков Куриэль и его сын Моше Куриэль из Амстердама (мой прадед в седьмом поколении), несмотря на бегство из страны и открытое возвращение к еврейской вере, стали официальными представителями Португальского королевства в Нидерландах и даже получили дворянский титул, передававшийся их прямым потомкам. Пять поколений моей семьи верой и правдой служили португальской короне, выполняя различные деловые и дипломатические поручения.
Но нога ни одного из моих родственников не ступала на землю Португалии, поскольку, по канону инквизиции, даже будучи аристократами, приближенными ко двору, они оставались еретиками, подлежащими смертной казни.

https://www.vesty.co.il/main/article/hjtt95nbh
 
После долгих лет преследований, арестов и судебных процессов над членами семьи некоторые из моих родственников решили, что из Португалии пора бежать. Среди них был и мой предок Дуарте Нуньес да Кошта. По-еврейски его звали Яаков Куриэль. Он родился в Лиссабоне в 1587 году.
Это вообще была интересная семья
 
Французов возмутил снос памятника эпохи неолита ради строительства магазина

В коммуне Карнак около 40 каменных столбов, которым, как считают археологи, может быть 7 тысяч лет, были уничтожены для строительства магазина товаров для дома, сообщает телеканал France 24.

Камни высотой 50‒100 сантиметров располагались недалеко от одного из крупнейших в мире скоплений мегалитических сооружений — комплекса, известного как «Карнакские камни». Однако местные власти, выдавшие разрешение на строительство магазина ещё в прошлом году, заявили, что разрушенные камни имели низкую археологическую ценность.

Археологи считают, что власти не провели надлежащего исследования, чтобы выяснить, являлись ли снесённые камни мегалитами или нет. Предположительный возраст сооружений был установлен на основании радиоуглеродного анализа, проведённого на соседних камнях. Лидера ультраправых Марин Ле Пен также возмутило произошедшее, и она заявила, что «государство больше не защищает наших сограждан и наше наследие».IMG_20230611_122727_377.jpg
 
Назад
Сверху Снизу