• Zero tolerance mode in effect!

Архив WOL Аналитика: В. Янкелевич. Просторы Посейдона, или О защите морских границ.

Верник Михаил

Администратор
Команда форума
Просторы Посейдона, или О защите морских границ

Автор: Владимир Янкелевич
Дата первой публикации: 17.09.2011
Дата последнего обновления: 17.09.2011


Однажды я слышал такой тост: «И пусть этот наступающий год будет скучным, не надо нам особых новостей, но и не надо новых проблем. Лучше поскучаем!». Видимо этот тост не дошел до адресата, и скучать нам не приходится. О коттеджах, квартирах и зарплатах писали многие и много, я же пишу о газе (не секторе), морской границе и новых проблемах.

Сначала было слово (о газе)

Сначала было слово об огромных запасах газа у берегов Израиля. Компания Noble Energy устами ее генерального директора Чарльза Дэвидсона порадовала всех нас сообщением о том, что на месторождении «Левиафан» в море, в 100 км от Хайфы, есть качественный природный газ объемом, по первым оценкам, до 453 миллиардов кубометров. Это месторождение стало крупнейшим из открытых в мире за последние 10 лет. «Кроме того, добавил Чарльз Дэвидсон, это превратят Израиль в ведущего мирового экспортера газа». Ранее сообщалось, что на месторождении «Тамар» 237,9 миллиардов кубометров газа, которого хватит на 35 лет работы израильских электростанций. Да еще месторождения «Сара» и «Мира», поучаствовать в освоении которых хочет российский Газпром... Эти открытия, безусловно, коренным образом изменят ситуацию в экономике Израиля, но до этого нужно пройти, как говорил Луций Анней Сенека, «через тернии к звёздам».

О терниях
Тернии начинаются с морских границ Израиля. Важнейший документ, регулирующий вопросы морских границ, это Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, но «вот в чем вопрос» – Израиль не подписал эту конвенцию. Тому были разные причины, одна из них – вполне обоснованное недоверие к международным институтам, которые должны разрешать спорные вопросы. Все это сейчас можно оценивать так и этак, но эти оценки уже не имеют значения. Так вот, Израиль жил, не проведя делимитизацию своих морских границ, просто задачи были другими, нужно было выживать в войнах. Сейчас, когда открыты богатые месторождения газа, вопрос о морских границах стал одним из важнейших.

Границы нужно было урегулировать с Кипром, Ливаном и Палестинской автономией, что и стали делать. В общих чертах способ определения морской границы с сопредельными государствами (территориями) можно описать так: в точке выхода к морю сухопутной границы проводится виртуальная касательная к линии побережья, и в этой точке перпендикуляр к касательной и будет морской границей. Этот метод хорошо иллюстрируется картой Министерства национальных инфраструктур по морской границе с сектором Газы (см. карту номер 1) Но иногда стороны могут провести эту касательную под несколько отличающимися углами, что отклонит морскую границу и может дать дополнительный довольно значительный участок территории, что сейчас и происходит с Ливаном.

С Кипром действуют иные механизмы. Кроме территориальных вод, а это 12 морских миль от берега, есть еще и так называемые исключительные экономические зоны, которые обычно составляют 200 морских миль, где государства обладают важнейшими эксклюзивными правами, в том числе и на разведку и добычу полезных ископаемых. Так как расстояние до Кипра менее 400 миль, то границу определили двусторонним (билатеральным) соглашением, примерно на расстоянии 170 км от израильского берега. Важнейшим документом для разграничения с Кипром было соглашение о морской границе, достигнутое между Ливаном и Кипром в 2007 году, иллюстрируемое картой, опубликованной сайтом Now Lebanon (см. карту номер 2), где южной точкой разграничения вод Кипра и Ливана является «Точка 1» (Point 1). Соглашение, хоть и было подписано сторонами, не было ратифицировано Ливаном из-за позиции Турции, считающей незаконным любое решение, принятое без участия северного «турецкого» Кипра, но «Точка 1» всех устраивала, не вызывала никаких претензий, и именно с этой точки началось разграничение между Кипром и Израилем.
1606401389802.png
Карта 1 – Petroleum Rights.
1606401564853.png
Карта 2 – договор Ливана и Кипра 2007 г.
1606401781013.png
Карта 3 – спорная территория Израиля и Ливана.

Скучать не будем
С открытием газовых месторождений «Точка 1» разонравилась Ливану, и они заявили, что на самом деле они всегда имели в виду «Точка 23», которая находится южнее и отхватывает от экономической зоны Израиля треугольник площадью в 1100 кв. км. (см. карту номер 3). Сразу заметим, что все разведанные месторождения в этот треугольник не попадают, но спорный участок является достаточно перспективным. Впрочем, независимо от перспективности, это так же вопрос и национального суверенитета.

Учитывая, что между Ливаном и Израилем нет мирного договора и не желая новой эскалации конфликта, в решении кабинета министров Израиля заявлено, что «нашей целью является определение границ строго в соответствии с нормами морского международного права». Бейрут это заявление воспринял крайне болезненно, почему-то решил, что такая постановка вопроса является, по словам президент страны Мишеля Сулеймана, «нарушением международного права, что, по его утверждению, совершенно обычно для Израиля». Запахло серьезным конфликтом.

«Без меня прошу не начинать» – закричал Хасан Насралла, и бросился в очередной раз спасать Ливан от израильской агрессии. Когда он в предыдущий раз спасал – пол Ливана оказалось в руинах, но «результат – ничто, процесс – все». Он сурово предостерег Израиль от попыток украсть ливанские ресурсы и предупредил, что готов к вооруженной атаке. Для тех, кто не в курсе, он объяснил, что «целью является не война, а стремление защитить свою землю и достоинство своего народа. Мы предостерегаем сионистов: не смейте прикасаться к нашему достоянию! Если не послушаетесь, мы применим против вас всю силу, которой обладаем. Солдаты и офицеры сионистской армии в прошлом уже изведали горечь разгрома в Ливане. Военная мощь «Хизбаллы» достигла небывалых высот, и враг об этом знает». Способность назвать свой разгром победой – всегда отличала бравых арабских вояк, так что Насралла лишь продолжает устоявшуюся традицию.

К вопросу о военной мощи «Хизбаллы»
Поскольку для «Хизбаллы» враг это мы, то они правы, мы о возросшей мощи «Хизбаллы» знаем хорошо. Она состоит из достаточно мощного ракетного вооружения. Это 8-10 баллистических ракет SS-1E Scud-D («Скад-Д») с дальностью 700 км и массой боевой части в одну тонну, что позволяет угрожать ударом всей израильской территории до Эйлата, в том числе и ядерному реактору в Димоне. Эта ракета является северокорейской разработкой, где за основу была взята советская ракета Р-11, по классификации НАТО SS-1B Scud-A. Ее вес – 6500 кг, длина – 12,29 метра, диаметр – 88 сантиметров. Отделяющаяся боеголовка этой ракеты затрудняет перехват ее средствами ПРО. Кроме того есть возможность применения в ней кассетных боеголовок. В этой ракете использована более современная система наведения, благодаря чему ее точность выше других ракет данного семейства.

Нужно учесть, что израильский «Хец-2» хорошо перехватывает такие ракеты, а их размеры таковы, что их можно уничтожить превентивным ударом.

Глава центра исследований военной разведки АМАН генерал-майор Йоси Байдац заявил, что ракет Scud в распоряжение «Хизбаллы» является «лишь верхушкой айсберга». Байдац подчеркнул, что в данный момент в распоряжении «Хизбаллы» находятся тысячи ракет дальнего радиуса действия, работающие на твердом топливе и способные нести на борту химическое и бактериологическое оружие.

Известно, что «Хизбалла» получила из Сирии твердотопливные ракеты М-600 высокой точности с дальностью 250 километров и 500-килограммовой боеголовкой, наводящиеся на цель при помощи GPS, способных преодолевать расстояния в 250-300 километров и представляют собой усовершенствованную версию иранских ракет «Фатех-110». Работа ракеты на твердом топливе существенно увеличивает точность и значительно упрощает процедуру пуска, сокращает время старта, что ограничивает возможности уничтожения этих ракет на стартовой позиции и делает их особенно опасными. Ракеты М-600 изготовлены на заводе, который Иран построил в Сирии и местоположение которого точно неизвестно. По некоторым данным, Иран обеспечил Сирию не только деньгами, но и необходимыми технологиями, предоставил производственную линию и объяснил принципы ведения боя с помощью этих ракет.

По данным некоторых источников, средства ПРО АОИ перехватывают М-600 недостаточно эффективно. Против М-600 и других аналогичных ракет радиусом от 70 до 250 километров предназначена система «Волшебная палочка», которую планируется вскоре принять на вооружение, промежуточным решением является использование ЗРК «Пэтриот», модернизированного по программам PIC-2 и PIC-3. Ракеты меньшей дальности призван уничтожать «Железный купол», а большей – «Хец-2» (в дальнейшем – и находящаяся также на продвинутых этапах разработки система «Хец-3»).

Есть на вооружении «Хизбаллы» противокорабельные ракеты (ПКР) китайского производства (и/или их иранские варианты) С-701 и С-802. Дальность действия С-701 (в Иране – Kowsar или Kosar) – 15-20 км, С-802 – до 120 километров в базовом варианте (насколько это известно, усовершенствованные китайские варианты Ирану не поставлялись), иранский модернизированный вариант «Нур» (Noor) имеет дальность до 200 км.

По мнению эксперта информационного центра «Оружие XXI века» Юрия Головина, ракета С-802, которой был атакован израильский корвет УРО «Ханит», достаточно сложное оружие, и для его использования кроме непосредственно пусковой установки должна быть еще и машина управления с РЛС и необходимой аппаратурой с грамотным и натренированным расчетом. Головин утверждает, что обучиться управлять С-802 сможет далеко не каждый. Вероятнее всего, что мобильная пусковая установка и машина управления обслуживались либо полностью иранскими военными, либо же смешанным расчетом: иранские специалисты – на основных постах, а боевики «Хизбаллы» – в качестве вспомогательного технического персонала.

Сохраняется опасность поставок Россией Сирии ПКР «Яхонт» с береговым ракетным комплексом «Бастион», имеющих как подвижный, так и стационарный варианты. В случае если это произойдёт, нельзя исключить попадания этой крайне опасной ракета в руки «Хизбаллы», как это уже было в своё время с РПГ-29 и ПТРК «Корнет», или же (что более вероятно) её использование Сирией в интересах «Хизбаллы».

«Хезболла» имеет достаточное количество снарядов РСЗО (реактивные системы залпового огня) калибра 107, 122, 220, 240, 302 и 330 мм иранского, сирийского китайского и советского производства. Есть данные, что у боевиков также имеется оперативно-тактический ракетный комплекс «Зильзаль-2» (Zelzal-2) иранского производства дальностью до 210 км, способный наносить удары по центральным районам Израиля.

АОИ полагает, что в арсенале «Хизбаллы» насчитывается порядка 40,000 ракет малой и средней дальности, дислоцированных в бункерах в городах и деревнях к югу от реки Литани. Кроме того, большое количество оружия хранится в частных домах.

Кроме того, по информации кувейтской газеты «Ас-Сиаса» у «Хизбаллы» имеется три типа беспилотных самолетов (БПЛА), доставленных из Ирана и предназначенных как для разведки, так и для использования в ударном варианте. С одним из таких БПЛА, «Абабиль» («Абабиль-Т» или «Мирсад-1» по заявлениям самой «Хизбаллы»), АОИ уже сталкивалась в 2004-2006 гг. Несколько из них разбились в Израиле или на юге Ливана во время или по выполнению разведывательных миссий, а 07.08.06 один такой БПЛА был сбит над морем израильским истребителем F-16. Сообщалось, что до войны 2006 г. «Хизбалла» получила не менее 12 БПЛА «Абабиль».

Подготовка «Хизбаллы» не осталась без внимания. АОИ подготовили карту, на которой обозначены около тысячи объектов «Хизбаллы». Эти объекты входят в банк целей и будут уничтожены в случае военного конфликта. В качестве сдерживающего фактора информация о этих целях была передана в открытую печать. В частности Британская газета Daily Mail опубликовала карту, на которой помечены 1,000 бункеров «Хезболлы», склады с оружием и наблюдательные пункты боевиков. В статье со ссылкой на АОИ сообщается: «Хезболла» создала и оборудовала около 550 бункеров, 300 наблюдательных пунктов и 100 объектов для хранения оружия. Расположены они в 270 деревнях на юге Ливана, причем многие из них были построены в непосредственной близости к больницам, школам и частным домам с тем, чтобы в случае возникновения нового конфликта АОИ не смогла их разбомбить, опасаясь гибели гражданских лиц. Многие склады с оружием и расположены к югу от реки Литани, в той зоне, где «Хезболле», согласно резолюции Совета Безопасности ООН 1701, запрещено вообще иметь какие бы то ни было вооружения.

Больше оптимизма
Нельзя сказать, что ливанцы позабыли итоги Второй Ливанской войны. Видимо поэтому лидер ливанских христиан Самир Джааджа заявил, что ливанская армия и без шиитских боевиков способна защитить от Израиля любые будущие нефтяные объекты, если в этом будет необходимость. Как пишет Daily Star, Геагеа обвинил «Хизбаллу» в «узурпации государства». Он сказал так же, что Насралла не приставлен следить за соблюдением прав ливанского народа и переступает границу своих полномочий. Такую же позицию занял депутат парламента от партии «Будущее движение» Хади Хобейш.

Позиции «Хизбаллы» в Ливане сильно пошатнулись в связи с выдачей Трибуналом ООН международного ордера на арест четырех ее высокопоставленных членов по обвинению в организации убийства премьер-министра Ливана Рафика Харири, и резким ослаблением режима Асада, их главной поддержки и спонсора.

ООН вроде так же стремится не дать перерасти угрозам Насраллы в полномасштабную войну и в ближайшее время должно создать комиссию по разграничению экономических зон Израиля и Ливана. Что они решат, мы увидим, предыдущие решения особого оптимизма не вызывали.

Вероятность терактов «Хизбаллы» в отношении израильских объектов по добыче газа будет резко снижена, если в Ливане возобладает прагматический подход к эксплуатации газовых месторождений. Устраивать вооруженные провокации рядом с собственными нефтяными или газовыми платформами не станет ни одна страна. Кроме того, для снижения противостояния в регионе, безусловно необходимо оперативное и справедливое решение ООН по этому спорному участку морского шельфа.

Нужно так же учесть возможную потерю влияния «Хизбаллы» в связи с событиями в Сирии и весьма вероятным падением режима Асада. Стремление ливанцев получить доход от будущей эксплуатации своих перспективных участков морского дна может превосходить амбиции Насраллы, и тогда вполне возможно, что войны удастся избежать.
 
Назад
Сверху Снизу