Я даже где-то согласен. Не со всем, но со многим. Но ты сам наступаешь на тобою же разбросанные грабли.
Э, позволь
Я же специально сделал оговорку о том, что "я
лично ценю" в книгах АБС - без претензий на какую-то объективость и без намерения объявить свои пристрастия "эталоном качества" их прозы. Если чьи-то пристрастия подобны моим - это ничего не значит, кроме того, что у нескольких людей одинаковые культурные и мировоззренческие предпочтения.
То есть, именно что, так или иначе, мы скатимся в нра/ненра. В этой плоскоскти у меня нет претензий ни к АБС, ни к их читателям. У меня тоже есть несколько книжегЪ, которые мне чиста нра, но признаться в этом в приличном обществе я постесняюсь. Ну чиста на уровне эмоций. С этим у меня нет проблем. Там же ж (ты прав, я несколько припозднил этот период - скорее конец 70-х, начало 80-х, как раз на этот перелом пришелся мой переход от школьника в студента, то есть, от ненавидимой школьной литературной обязаловки к не менее отягощающей обязаловки для быть принятым в интэллэхтуальноэ сообщество) все иначе, там не просто нра, там это больше стало попадать в категорию пра/непра.
Не обязательно.
Тут мы натыкаемся на то, что оба (я - точно) не являемся литературоведами, и не можем, с должной мерой профессионализма - "разобрать" произведения Стругацких, и не только их. У нас всегда будет присудствовать "градус дилетантства".
Но, я ещё раз призываю не смешивать, собственно, творчество писателей - и, отношение к этому самому творчеству широкой (и не очень) публики. Да, в какой-то момент, АБС стали, что называется, "модными писателями". Однако, "предъявлять" им то, что они свою популярность как-то эксплуатировали - я бы воздержался. Вообще, в ту пору было много "модных" вещей, помимо АБС - и Тарковский, и "деревенщики", и "мистическая проза"(впрочем, последнее промелькнуло быстро, будучи сметенной потоком "перестроечной" литературы). А, у Стругацких, в тот момент - еще и не было физической возможности эту самую популярность как-то "окучить" - их, попросту, не издавали. Хоть запишись в
доску стол - там и сгниет.
Ажитация в среде "интеллектуалов", о которой ты упоминаешь - "крутилась" вокруг весьма небольшого сегмента произведений - "Улитки" (которой никто не понимал, но все стеснялись в этом признаться), "Сказки о тройке" - в том, журнальном варианте, вполне бывшей совершенно щедринской сатирой (вообще - не понимаю, АБС всерьез полагали, что не получат "по щам" за её публикацию?!), которая и в наши дни абсолютно актуальна, а лозунг о том, что "Народу не нужны нездоровые сенсации!" вполне уместно смотрелся бы на входе во все Минкульты СНГовии. Что еще? - ТББ, "Пикника", еще, в среде "прогрессивных педагогов" - "Малыш", что-то они там нашли, своё, педагогическое.
Остальное было интересно совсем уж фанатам - всерьез рассматривать эпопею о романтике покорения вселенной коммунистами-романтиками(Мир полудня) в конце 70х годы было совсем уж нелепо. "Отель" - "крепкая фантастика", хорошо пошедшая за рубежом, но там не было "двойного дна", позволяющего домысливать за и вместо авторов - "что они имели в виду на самом деле". "Экспедиция в преисподнюю" - детская повесть (собственно, они потому под псевдонимом её и издали). "За миллиард..." - камерная вешь, не способствующая показному умничанию. "Прогрессорская" серия (кстати, и ТББ следует к ней относить, по духу) бодро написана, но неглубока, по сути своей. Возможно, оттого что не закончена (хотя, Белецкий думает иначе). Вообще, у Стругацких есть такая манера - ставить вопросы, а ответы на них - предоставлять искать читателям. Но, в той трилогии (тетралогии?) это было сделано, если планировалось, вообще - образно выражаясь - "на лопате".
Т.е., творчество АБС весьма фрагментировано, неравноценно и неоднозначно - пожалуй, я не знаю, кто еще ТАК по-разному писал. Возьми "Полдень, 22 век" и "Подробности из жизни Никиты Воронцова" - это одними и теми же писателями написано?
Ты - вполне резонно, ниже, пишешь о подобном же, применительно к Эко. Но, ёлы-палы - подойди с такой же меркой и к Стругацким, пожалуйста. Есть их творчество, в целом, есть отдельные произведения, и есть "роль и место" АБС в мирровоззрении пресловутой интеллигенции 70х-80х. Не надо их смешивать. Тем более, "предъявлять" им "нездоровую популярность", к которой они относились (Борис, по крайней мере) довольно неоднозначно. Некоторые вещи, о которых они писали - воспринимались читающей публикой "с точностью до наоборот", нежели ими было задумано (впрочем, тут уж неча на зеркало пенять) - та же "прогрессорская" тема - помню, как БНС, буквально, вызверился - когда при нем принялись обсуждать "прогрессорство" в системе ценностей их прозы: "да что вы понимаете! это страшное дело, вообще...".
Это хорошо и это вполне и давно напрашивающееся сравнение. И именно с того места, когда Убмерто Эко из писателя-символиста-симеотика превратился в просеивателя википедии на предмет притягивания за уши непритягиваемых фактов. Причем, он сам расписался в этой метаморфозе, когда издал свои наметки лекций в двухтомнике Storia della Bellezza/Bruttezza, где очень много надуманных выводов, но в рамкаж жанра ненарративного эссе кагбэ и х с ним. И его Пражское Кладбище - это хороший сюжет, по-прежнему отлично выписанные персонажи и великолепный язык, но при этом приходится продираться через такое нагромождение исторических кирпичей - фактических и придуманных - что уже не остается здоровья ни на сюжет, ни на что остальное. Но. У Эко нет этого савейского морализаторства, а если и есть, то оно значительно лучше упаковано и очень далеко упрятано, поэтому за ним приходится нырять глубоко и плыть через всю книгу в сухом песке (так что, возможно, разбросанные кирпичи - это как раз прием для упрятывания поглубже морали, просто перебор с этим). У АБС же морализаторство слишком нарочито, при этом глубины там - не глыбже блюдца для варенья, и по вкусу то же самое - сладенькая приправа к чаю.
Ну, вся без исключения советская литаратура (пожалуй, что и русская) несет грех морализаторства. Еще со времен "нашего всего" Пушкина. Кстати, потому и ценится многими, собственно.
Выкинь из этих книжек "мораль" - они сдуются, аки воздушный шарик. АБС росли на такой литературе, странно ожидать от них иного.