Follow along with the video below to see how to install our site as a web app on your home screen.
Примечание: This feature may not be available in some browsers.
Об украинском контингенте в Ираке. Из первых рук, тыкскыть.
Не приходите в ужас от ссылки
http://www.silanaroda.com/wiki/index.php/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8_%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B8._%D0%91%D0%B5%D0%B7_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D1%83%D1%80%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81
И что? Одно дело открытые боестолкновения, и совсем другое - действия против партизан, на плохоконтролируемой территории, да еще и в условиях городской застройки.Где то здесь приводились цифры расхода стрелковых бoеприпасов в Вoину Судного дня - не помню точно, нeсколько тысяч на одного убитого - как пример плохои огневои выучки и дисциплины в АОИ.
По данным американского индустриалного журнала "Manufacturing and Technology News", в Ираке израсходовано 1.8 миллиарда боеприпасов малого калибра - винтовочных и пулеметных. По разным источникам ( официальных данных нет ) убито в боях до 20,000 иракцев. Таким образом получаем 90,000 патронов на одного.
Мои вопрос был в том что несколько тысяч патронов на одного убитого в ВСД считается слишком много, показателем низкои стрелковои подготовки. Вы считаете о обоснованным что расход патронов в противопартизанкои воине должен быть выше в ДЕСЯТКИ раз? Ето Ваше личное мнение или на ето есть какие то исторические или теоретические данные ?SaGrib, повторяю для американцев: удельный расход боеприпасов (количество израсходованных патронов на одного уничтоженного душмана) в противопартизанской войне выше, чем в открытом боестолкновении.
Это моё личное мнение. Правда, основанное на общении с представителями советского/российского спецназа. Правда, в состоянии легкого (и не очень) подпития.Ето Ваше личное мнение или на ето есть какие-то исторические или теоретические данные?
Оно, по идее, должно было означать шутку, но если Вы так настаиваете, то СА/РА с 1979 года практически непрерывно воюет с партизанами (Афганистан, Чечня), тогда как у USArmy последний опыт противопартизанской войны был во Вьетнаме.Уточнение "для американцев" должно видимо означать, что россияне имеют доступ к каким-то знаниям, до которых жители Нового Света не доросли, так?
Офигеть можно . Что они там в воздух просто так стреляут что ли?US Troops In Iraq use 250,000 Bullets for every person killed
A US government report says that US forces are now using 1.8 billion rounds of small-arms ammunition a year. The total has more than doubled in five years, largely as a result of the wars in Afghanistan and Iraq, as well as changes in military doctrine.
Estimating how many bullets US forces have expended for every insurgent killed is not a simple or precisely scientific matter.
John Pike, director of the Washington military research group GlobalSecurity.org, said that, based on the GAO’s figures, US forces had expended around six billion bullets between 2002 and 2005
“If they don’t do body counts, how can I? But using these figures it works out at around 300,000 bullets per insurgent. Let’s round that down to 250,000 so that we are underestimating.”
By Andrew Buncombe
Republished from The London Independent
US forced to import bullets from Israel
US forces have fired so many bullets in Iraq and Afghanistan – an estimated 250,000 for every insurgent killed – that American ammunition-makers cannot keep up with demand. As a result the US is having to import supplies from Israel.
A government report says that US forces are now using 1.8 billion rounds of small-arms ammunition a year. The total has more than doubled in five years, largely as a result of the wars in Afghanistan and Iraq, as well as changes in military doctrine.
“The Department of Defense’s increased requirements for small- and medium-calibre ammunitions have largely been driven by increased weapons training requirements, dictated by the army’s transformation to a more self-sustaining and lethal force – which was accelerated after the attacks of 11 September, 2001 – and by the deployment of forces to conduct recent US military actions in Afghanistan and Iraq,” said the report by the General Accounting Office (GAO).
Estimating how many bullets US forces have expended for every insurgent killed is not a simple or precisely scientific matter. The former head of US forces in Iraq, General Tommy Franks, famously claimed that his forces “don’t do body counts”.
But senior officers have recently claimed “great successes” in Iraq, based on counting the bodies of insurgents killed. Maj-Gen Rick Lynch, the top US military spokesman in Iraq, said 1,534 insurgents had been seized or killed in a recent operation in the west of Baghdad. Other estimates from military officials suggest that at least 20,000 insurgents have been killed in President George Bush’s “war on terror”.
John Pike, director of the Washington military research group GlobalSecurity.org, said that, based on the GAO’s figures, US forces had expended around six billion bullets between 2002 and 2005. “How many evil-doers have we sent to their maker using bullets rather than bombs? I don’t know,” he said.
“If they don’t do body counts, how can I? But using these figures it works out at around 300,000 bullets per insurgent. Let’s round that down to 250,000 so that we are underestimating.”
Pointing out that officials say many of these bullets have been used for training purposes, he said: “What are you training for? To kill insurgents.”
Kathy Kelly, a spokeswoman for the peace group Voices in the Wilderness, said Mr Bush believed security for the American people could come only from the use of force. Truer security would be achieved if the US developed fairer relations with other countries and was not involved in the occupation of Iraq. The President, said Ms Kelly, should learn from Israel’s experience of “occupying the Palestinians” rather than buying its ammunition.
The GAO report notes that the three government-owned, contractor-operated plants that produce small- and medium-calibre ammunition were built in 1941.
Though millions of dollars have been spent on upgrading the facilities, they remain unable to meet current munitions needs in their current state. “The government-owned plant producing small-calibre ammunition cannot meet the increased requirements, even with modernisation efforts,” said the report.
“Also, commercial producers within the national technology and industrial base have not had the capacity to meet these requirements. As a result, the Department of Defense had to rely at least in part on foreign commercial producers to meet its small-calibre ammunition needs.”
A report in Manufacturing & Technology News said that the Pentagon eventually found two producers capable of meeting its requirements. One of these was the US firm Olin-Winchester.
The other was Israel Military Industries, an Israeli ammunition manufacturer linked to the Israeli government, which produces the bulk of weapons and ordnance for the Israeli Defence Force.
The Pentagon reportedly bought 313 million rounds of 5.56mm, 7.62mm and 50-calibre ammunition last year and paid $10m (about £5.5m) more than it would have cost for it to produce the ammunition at its own facilities.
Думается мне для летающих беспилотников такой (или больший) макет еще больше подойдет.Ирак по колено: военные играют в солдатиков среди картонных коробок
Это, вообще, что за игра в солдатики? Это в нашу-то эпоху пупер-виртуального мира, когда многомерные модели становятся цифровыми произведениями искусства, а компьютерный мир удивляет всё большей степенью реализма? Видимо, тут какая-то ошибка!
Скажите это Флориану Дженчу (Florian Jentsch) и его команде из университета центральной Флориды (UCF). Или выразите своё недоумение армии США, которая выделила этой группе больше $270 тысяч на научно-исследовательскую работу с игрушками и коробками.
И они вам ответят, что макет иракского города (в масштабе 1:35) нужен для того, чтобы военные научились управлять беспилотными наземными машинами (unmanned ground vehicles — UGV), чтобы уметь избегать опасностей, отличать "своих" от противника и так далее.
Макет, моделирующий город площадью 5,6 гектара, умещается в комнате размером 8 на 9 метров. Чем-то напоминающее военным реальный город Эн-Наджаф игрушечное поселение, в котором высота большинства зданий не превышает 30 сантиметров, разделено на четыре "области": одна с высотными зданиями, другая с рынком, третья представляет жилые кварталы, а остальное — пригород с пальмовыми рощами и пустыней.
Проект стартовал в 2004 году, когда армейская лаборатория (U.S. Army Research Laboratory) заинтересовалась исследованием взаимодействия людей и роботов в условиях ведения боевых действий. Цель, в частности, состояла в том, чтобы узнать, каким числом UGV может управлять один оператор, и может ли он полноценно контролировать хоть одно. Под это дело был выделен грант в размере $87 тысяч. Потом пришли ещё средства.
И вот Дженч каким-то образом сразу понял, что компьютерные модели, несмотря на все их "крутость" и "модность", имеют массу недостатков. Например, проблемы с физикой: виртуальный броневик в 3D может запросто проехать сквозь здание или отскочить, словно резиновый, от виртуальной стены. И это притом, что затраты на всю "компьютерщину" составляют, как правило, заоблачные суммы.
"Виртуальная модель UGV может стоить сотни тысяч долларов, а я могу купить тягач в масштабе 1:32 за $12, так гораздо дешевле", — сказал Дженч и принялся за работу.
На строительство прототипа города-макета ушло полгода и примерно $3,5 тысячи. Этого хватило на камеры, передатчики, военные и гражданские машинки с ДУ, солдатиков, игрушечных строителей, которых перекрашивали в мирных жителей, ёршики и картонные коробки из-под кошачьей пищи. Несколько студентов вместе с Дженчем красили и строили дома, деревья и другие части города в своё свободное время.
Среди радиоуправляемых моделей, играющих роль машин-роботов ARV (Armed Robotic Vehicle), поначалу встречались даже масштабные модели (1:50) немецких танков "Тигр" за $12, которые Дженч выбрал потому, что они могут нести на себе камеры и батареи, двигаться на нужных скоростях, имеют поворачивающиеся башни, отдельное управление каждой гусеницей и вообще — надёжны.
"То, что мы тут делаем, даёт нам элементы реализма по невероятно низкой цене", — хвастается Дженч.
Обучающиеся операторы сидят в соседней комнате, наблюдают на экранах "картинку" с камер, установленных на машинках, и дистанционно управляют этими "роботами". Например, пытаются проехать два-три квартала, избегая разрушенных зданий и "огня" повстанцев в переулках.
Некоторые районы города меняются между экспериментами, таким образом, боевики, встретившиеся на одной из улиц, в следующий раз там же могут оказаться гражданскими лицами и верными друзьями Соединённых Штатов.
Выполнение миссии сопровождается звуковыми эффектами, типа голосов молящихся в мечети или ожесточённой перестрелки. Различные уровни освещения моделируют день и ночь.
Разыгрываемые в игрушечном городе сценарии, главным образом — это разведка, наблюдение, доставка грузов, передвижение в колонне, обнаружение и передача информации о "горячих точках", типа самодёльных взрывных устройств, и обязательное возвращение на базу.
Командой Дженча уже экспериментально доказано, что ключ к эффективному взаимодействию "человек-машина" — число операторов. Два человека на 70% лучше, чем оператор-одиночка, а при особенно сложных миссиях — аж на 119%.
http://www.membrana.ru/print.html?1150736040