• Zero tolerance mode in effect!

Оружие народов Кавказа

А можно ссылку на простой и понятный текст объясняющий разницу сабля/шашка/палаш и в чем отличались техники боя? А то в интернете тысячи страниц текста по теме и очень много спутанной и противоречивой информации.
 
А можно ссылку на простой и понятный текст объясняющий разницу сабля/шашка/палаш и в чем отличались техники боя? А то в интернете тысячи страниц текста по теме и очень много спутанной и противоречивой информации.

Шашка - изогнутый клинок, отсутствие гарды
Сабля - изогнутый клинок, крестообразная или дуговая гарда
Палаш - прямой клинок, гарда
 
,
Шашка - изогнутый клинок, отсутствие гарды
Сабля - изогнутый клинок, крестообразная или дуговая гарда
Палаш - прямой клинок, гарда
Только надо уточнить, палаш - имеет одностороннюю заточку(broadsword). Иногда, так называемую, полуторную.
А вот здесь тоже шашка, как мы видим с дуговой гардой.
http://www.rukalibr.com/index.php/s...ypage=baner.tpl&product_id=143&category_id=62
 
Лев Львович,

Я не путаю понятия "рубка" и "фехтование". Наооборот, я их именно различаю. Фехтование подразумевает защиту и нападение клинком против другого клинкового оружия. Рубка - сабельная атака, где основным фактором является скорость и сила коня. При рубке наносится один удар сходу и конь несет вас дальше.

То, что Вы называете "драгунской и кавалерийской шашкой" - суть сабля, т.к. имеет гарду.

Теперь о технике. Судя по Вашему сообщению, Вы - специалист в области российского холодного оружия. В таком случае, не могли ли Вы привести выписки из Устава как царской так и советской казачей конницы, где показывается техника фехтования шашкой? Думается, что не сможете. Почему? Потому, что ее не существует. Только рубка лозы или чучела с коня с налета.

Есть техника работы саблей против сабли или штыка в пешем и конном строю. Но не шашки. Нет гарды - нет и фехтования. Там один удар - и поехал дальше. В крайнем случае отбив, потом удар. Будете драться шашкой против сабли - потеряете пальцы с большой вероятностью.
 
Я не считаю себя специалистом в области Российского холодного оружия)) Так получилось, что я под 20 лет занимаюсь японской традиционной рукопашкой и оружием, но, затем, решил получить второе высшее на кафедре Теория и Методика фехтования в Государственном Центральном ордена Ленина институте физкультуры. Мой учитель и научный руководитель - профессор Мовшович А.Д., а рецензию писал Тышлер Д. А., корифей спортивной сабли.(увы, я стал последним кому он написал рецензию). По первому я историк, и много рылся в запасниках Львовского Арсенала(вторая коллекция холодного оружия в СССР) и Артиллерийского музея в СПб.(Первая коллекция холодного оружия в СССР). Насчет того что нет - Вы абсолютно правы. Но, это не означает что техника работы шашкой ограничивается рубкой лозы. или чего то. У шашки своя специфическая техника поединка, хотя. в идеале. стремились к сокрушительному первому удару. Собирать приходится по крупицам, сами знаете почему. В 20-е, 30-е годы НКВД проводило экспедиции в Среднюю Азию и на Кавказ. собирая сведения о традиционных боевых системах, там есть и фото и кино архив. Но, до сих пор не хотят рассекречивать, или я не с той стороны захожу(((
Про потерянные пальцы - не согласен. Во первых, могу сказать что и в поединке на саблях не так часто ощущал клинок на гарде, во-вторых - и в японских техниках мечи без цуб, прекрасно работают, надо просто понимать что цубы нет и делать поправку)).
Наконец, последнее возражение: в Первую мировую казаки часто встречались и с венгерскими гусарами, и с австрийским и немецкими драгунами и уланами. Не слышал чтобы госпиталя были забиты казаками без пальцев.
Что касается того что шашка драгунская - это сабля, разумеется согласен, о том и толкую: по виду это сабля. а по способу применения- шашка. Только этой еще и фехтовать можно))
 
Кстати, насчет гарды у палашей. У традиционных грузинских палашей, как правило гарды не наблюдалось.
 
Лев Львович,

Получается что мы с Вами в принципе согласны.

По пунктам:

1) Нет сведений о технике применения шашки в рукопашном бою (как Вы сами сказали, акцентируется один сокрушительный удар)

2) Вы согласильсь, что драгунская "шашка" - это сабля и главное отличие обеих это то, что драгункой "можно фехтовать"

3) Потеряные пальцы у казаков. В сшибках кавалеристов для уходов от ударов противника применялась джигитовка, т.е. маневрирование конем.

4) Для пехоты и драгун - родов войск где возможна рукопашная схватка - была принята на вооружение именно сабля с гардой.

5) Отсутствие гарды у некоторых грузинских палашей не отрицает мою теорию о применении кулачного щита, который служит для защиты руки с оружием. При такой технике надобность в эфесе отпадает. Вероятно что кулачный щит был распространен на всем Кавказе, но затем отпал, оставшись лишь и хевсуров.

Сам я занимаюсь боевым фехтованием по Лихтенауеру, с японской техникой не знаком. Однако по пальцам получать приходится, как и блокировать удары на гарду. Когда я использую геккен на тренировках, именно гарды мне и не хватает.
 
1. Насчет джигитовки как способ ухода от удара - пока что это утверждение не подтвержденное фактами. то есть, я не против самого действа, я против возведения его в абсолют, как единственного доступного казакам средства уйти от удара. Я уже нарыл несколько интересных приемов работы шашкой. Приемы своеобразные, на самом деле ближе не к фехтованию, а к технике боя рыцарей/самураев на поле боя. Система боя которых представляла интеграцию рукопашки и владения оружием. К сожалению, приходится продираться через жуткие дебри новоделов и развесистой клюквы. Трудно имея еврейскую фамилию находить общий язык со стариками в регионе где шашку 1881 г. ласково называли "жидоруб".))
2. К сожалению, методику работы клинком без гарды так чтобы не получать по пальцам надо показывать и объяснять. а не описывать, так что пока сие не возможно, предлагаю остаться при своем.
3. Второе по численности казачье войско Российской Империи - кубанское было на 90% пешим, состоявшее из пластунских батальонов и пеших батарей, конных полков было несколько пятисотенного состава и 2,5 конные батареи. Тем не менее шашки были у всех. И довольно тяжелые. Легче баклановской 1838, или 1881, она же степовая, заточенная железка. жидоруб и много других ласковых названий. Раза в полтора тяжелее популярных на кавказе 4-х долок. ревущих обезьян "терс маймал", 6. 7. 8, 13 долок. У тех баланс просто шпажный, то есть речь идет уже и не о рубке вовсе а о техниках напоминающих ножевое расписывание.
Нижегородский драгунский полк, получивший за доблесть при покорении Кавказа и двух русско-турецких войнах шашки казачьего кавказского образца, по-ходу не заметил неудобства работы шашкой без гарды, потому как продолжал прославлять себя и в ПМВ. Кстати, единственная уставная казачья шашка имевшая обойму под штык.
 
Лев Львович, Вы опрашиваете стариков, знающих шашку еще с тех времен? Любопытнейшая тема. Если Вас не затруднит, расскажите о результатах исследований поподробнее.

Вообще "боевое фехтование" включает в себя также и многочисленные приемы борьбы - броски, болевые приемы, ломание конечностей. Если Вы читаете по английски или по немецки, зарядите себе вот эту книжку -

http://www.hammaborg.de/pdf/transkr...cgm582/zabinski_mitchell_fritz_leckuchner.pdf

Впрочем даже если не читаете, зарядите все равно. Это трактат Лекучнера 15-го века о фехтовании мессером. Можете подсчитать, какой процент приемов там - борцовские.

Насчет пластунов сказать много не могу, не занимался этим вопросом. Читал что-то у Гиляровского. Скорее всего шашку они на задание не брали, а пользовались кинжалом. Шашка была лишь как часть униформы для парадов итд.
 
Вообще читал, что развитая гарда, делается только на дуэльном оружие, на боевом она максимально уменьшена, до достаточного.
 
Вообще читал, что развитая гарда, делается только на дуэльном оружие, на боевом она максимально уменьшена, до достаточного.

Гарда была примитивной крестообразной когда в бою широко применялся баклер - кулачный щит. При ударе левая рука с баклером и правая с мечом сходятся вместе, тем самым защищая кисть. Когда техника из рубящей развилась в колюще-рубящую, баклер перестал быть надежной защитой, т.к. острие при уколе могло соскользнуть с поверхности щита и попасть в тело. Тогда появились сложные гарды как на гражданском, так и на военном оружии. Возьмите, к примеру, "корзинчатые" шотландские или английские мечи. Существует множество примеров военных клинков со сложными гардами. Так что Ваше утверждение - ошибочно.

Когда техника гражданского фехтования превратилась только в колющую,на гражданском оружии делать сложные гарды перестали. Остались только небольшая крестовина и дужка.
 
Вообще читал, что развитая гарда, делается только на дуэльном оружие, на боевом она максимально уменьшена, до достаточного.
Посмотрите австрийские. итальянские, испанские и мексиканские кавалерийские и пехотные сабли 1850-х -1870-х, а также, сабли армии Ост-индийской компании середины 19 в. и французские абордажные 19 в. Ужаснетесь размерами.
 
Гарда была примитивной крестообразной когда в бою широко применялся баклер - кулачный щит. При ударе левая рука с баклером и правая с мечом сходятся вместе, тем самым защищая кисть. Когда техника из рубящей развилась в колюще-рубящую, баклер перестал быть надежной защитой, т.к. острие при уколе могло соскользнуть с поверхности щита и попасть в тело. Тогда появились сложные гарды как на гражданском, так и на военном оружии. Возьмите, к примеру, "корзинчатые" шотландские или английские мечи. Существует множество примеров военных клинков со сложными гардами. Так что Ваше утверждение - ошибочно.

Когда техника гражданского фехтования превратилась только в колющую,на гражданском оружии делать сложные гарды перестали. Остались только небольшая крестовина и дужка.

Спасибо очень интересно.
А то утверждение было не моё, это я у какого-то итальянца вычитал, он это объяснял тем, что в строю фехтовальные приёмы не используются, и потому усложнять гарду нет смысла, и так же в боевом оружии не очень важен баланс клинка, куда важнее центр силы,что бы он был на верхний четверти.
 
Лев Львович, Вы опрашиваете стариков, знающих шашку еще с тех времен? Любопытнейшая тема. Если Вас не затруднит, расскажите о результатах исследований поподробнее.

Тех времен.....Вы же понимаете, что георгиевских кавалеров я застал в детском возрасте..... немного информации удалось получить от тех кто воевал в донских и кубанских бригадах и дивизиях в ВОВ. Ну и у их сыновей. которые что то помнили, короче кот наплакал. Рассказывать трудно, показывать надо. Но, честно говоря, без опыта дзю-дзюцу я бы не въехал
 
2335211112.jpg
Хевсурские боевые перстни.
Различные виды боевых перстней использовались еще издавна и не так уж редко. Они были популярны среди многих народов как незаметное, но и в то же время эффективное оружие самообороны (либо внезапного нападения) в умелых руках.

Сатитени или сатитееби, боевые кольца хевсуров до сих пор используются в ритуальных поединках. Сатитени представляют собой различной формы металлические кольца, которые носятся преимущественно на большом пальце руки. В основном подобные перстни у хевсуров применялись во время шугули – разновидности ссоры между мужчинами. Причиной возникновения такой ситуации могла послужить случайная ссора или даже просто желание показать свое боевое превосходство. Преимущество сатитени в подобных поединках обосновывалось тем, что, владея таким кольцом можно было нанести лишь легкие кровоточащие раны допустимые правилами ритуального боя, ведь нанесение тяжелых ран и тем более увечий у хевсуров могло привести к кровной мести. Также шугули рассматривались и в качестве возможности военно-физической подготовки.


Хевсурские боевые кольца


Сатитени отличаются различными формами ударного ребра, что также определяет их назначение.

Они выковываются из железа (очень часто из старых подков) или отливаются из латуни. А в наше

время подобные боевые кольца изготовляются из подручных материалов, таких как металлические

шайбы, спиральные пружины и прочие подходящие предметы.



Хевсуры носят сатитени в специальном кармане рубахи, который находится снаружи на груди либо в боковом кармане штанов. Иногда кольца с одним и более рядов зубьев носят подвешенными к ремню брюк на бечевке. В случае необходимости такое кольцо быстро надевается на большой палец и срывается с веревки.



В большинстве случаев на внутренней поверхности сатитени имелась предохранительная прокладка из сырцового воска. Также внутренняя часть могла обматываться тканью, закрепленной крепкой

нитью. Таким образом отверстие сатитени может подгоняться под палец владельца. Если кольцо

сразу изготавливается для конкретного человека, тогда нет необходимости подгонки по толщине

пальца.


Сатитени хевсуров имеют четкую классификацию. Боевые кольца разделяются по форме и характеру

наносимых повреждений: для нанесения простых толчковых ударов, для режущих ударов и для

колющих, а также царапающих ударов. В свою очередь эти три основных типа сатитени имеют

отдельные подвиды, различных по форме ребра. К первому типу относятся кольца гориани, херхула и хвеули.


Гориани имеют одно, два или три ребра треугольного сечения до 8 мм в высоту каждое.


Херхула похожи на гориани, но на ребре имеют мелкую зубчатую нарезку в один либо два ряда.


Хвеули изготавливают из латунных брусков полукруглой или треугольной формы в разрезе толщиной до 1 см, их завивают в спиралеобразные кольца на два-три витка.


Лесула относятся к кольцам для режущих ударов, на их наружной стороне располагается от одного до трех лезвий. От удара таким кольцом остается глубокая резаная рана. Характерной особенностью

сатитени для колющих ударов является наличие гребнеобразных зубьев высотой от 3 до 30 мм.


Сацерули, относящиеся к этому типу колец имеют один ряд коротких (7-12 мм) зубьев. Обычно

они отливаются из латуни, а потом внешняя сторона и зубья отделываются напильником.


Магали отличаются более длинными зубьями (15-22 мм).


Кольца гаджиа могут быть с двумя, а то и тремя рядами зубцов, в каждом от 5 до 9 штук высотой от 10 до 20 мм.



Классификация боевых хевсурских колец


Боевые кольца для нанесения царапающих ударов называются нестари и относятся к детским. В Хевсуретии дети их начинают носить с 10-12 лет, используя в драках со сверстниками. Такие сатитени изготавливаются из проволоки различного диаметра, наматывая в виде спирали на палку необходимой толщины. Концы проволоки сплетаются сверху кольца, разводят получившиеся «усики» в стороны и расклепывают, чтоб придать большую остроту. В некоторых случаях с основным кольцом могло носиться вспомогательное кольцо «сачике». Оно либо составляло одно целое с боевым сатитени (отливалось вместе с ним) либо приваривалось с одной или двух сторон к нему.


Также сачике могло представлять собой отдельное кольцо, надеваемое вместе с боевым. Изредка

вместо сачике использовались простые кольца гориани. Они надевались для того, чтоб таким образом увеличивая площадь опоры, можно было более удобно применять сатитени.


В поединках с применением сатитени хевсурам нужно было наносить удары по голове «выше трех

складок лба», так как раны в эту часть головы не опасны для здоровья. При этом не используются удары ногами. Если были нанесены раны ниже указанной части, то есть в лицо, то потерпевшему уплачивалась вира – компенсация за ущерб в зависимости от тяжести полученной раны. Это могла быть оплата лекарских услуг или выдача пострадавшему определенного количества голов скота.


Хевсуры, являясь горцами, еще в полуфеодальном обществе всегда должны были оставаться в

полной боевой готовности. И с давних пор хевсуры поддерживают свои боевые традиции, с детства привлекаясь к народным боевым искусствам. В наше время это все еще остается неизменным и сатитени, наряду со многим традиционным оружием, используется хевсурами в ритуальных поединках и драках.

Сатитени в основном применялись хевсурами в рукопашной схватке во время «шугли».


Для большей ясности ниже даем пояснение о существе «шугли».


Шугли – разновидность ссоры между мужчинами, кончающейся поединком – дракой. При шугли обычно использовалось холодное оружие и противники старались показывать свое искусство владения им, при котором должна была быть нанесена легкая кровоточащая рана, не влекущая за собой увечий и не угрожающая жизни, в противном случае в действие вступал суровый обычай возмездия«мамклав-мамквдроба» («მომკლავ – მამკვდრობა»), т.е. обычай кровной мести.

Причиной возникновения шугли могло быть какое либо недовольство или обида – «джавр-моджавреоба» (..ჯავრ–მეჯავრეობა), случайная ссора в состоянии опьянения, проявление тщеславия в особенности перед девушками, с целью доказать свое физическое и волевое превосходство.


Шугли мог начаться и без всякой видимой объективной причины.


В драке, противники старались наносить друг другу удары по голове «выше трех складок лба», так как легкие ранения в эту часть головы, защищенную толстыми черепными костями – неопасны для жизни.


При ранах, нанесенных в лицо «ниже трех складок лба», потерпевшему уплачивается вира, согласна норм обычного права – «рджули».


Вира в зависимости от характера ранения или выражался в возмещении «сапатвле» («საფათვლე»), т.е. за лечение – лекарю, или в выдаче определенного количества коров в пользу пострадавшего.


Нормы оплаты за нанесенную во время шугли рану определяли «шуакацеби», посредники, обычно почетные лица, пользующиеся большим авторитетом для обеих сторон. При наличии глубоких ран, в число посредников привлекали и местного лекаря «акими», «дастакари», который и являлся главным консультантом в оценке характера раны. Длину раны, измеренную ниткой или травинкой, точно откладывали на плоский камень или доску. На этой линии укладывали попеременно ржаные и ячменные зерна, чередуемые расположением по длине и ширине. Крайние зерна с обоих сторон отбрасывали и по числу оставшихся определяли количество коров, причитающихся пострадавшему в виде вирты. Если рана наносилась и лицо первый раз, то крайние зерна не отбрасывались, т. Е. рана оплачивалась дороже.


При расположении раны на волосистой части лица, из общего количества зерен отбрасываются 2/3, если же рана расположена на свободной от волос части лица, то 1/3. Специальными исследованиями установлено, что величина раны определяется по общему количеству укладываемых зерен, с откладыванием или двух крайних зерен, если рана нанесена в свободную от растительности область, или 2/3, при ранении в волосистую часть лица.


«Шуглат гахдома», т.е. начало шугли, может произойти на свадьбе, народных праздниках, во время пиршества «сагрмто»(საღმრთო–устраивается в честь рождения мальчика в семье, через ½ - 1 ½ года), «мушани»- помочи (разновидность помочи, устраиваемые нуждающимися в рабочей силе хевсурами в нерабочие дни, сопровождающиеся, по окончании работы угощением гостей),«садидебелта хсенеба»(«სადიდებელთა ხსენება»– устраивается в честь своих Хати, раз в год или несколько лет; может быть и чаще, с приглашением, или близких двоюродных братьев или же всего селения ) или во время прихода гостей или других поводов для препровождения времени.


От шугли, по обычному праву, хевсуры воздерживаются во время сбора людей в случае смерти до и в день похорон.

Шугли, как правило, происходит между однолетками или с младшими по возрасту, не принята шугли среди лиц старше 50 лет.


Старший хозяин дома, предположив, что затеивается шугли, в присутствии всех обращается к тем, кто готовится к шугли словами: «пришельцы, гости, тквени чиримет», друг друга не обижайте, не делайте несчастными ни нас ни вас». Если хозяин дома заметит, что настроение присутствующих сильно накалилось и ссора неизбежна, он снимает головной убор ( этот обряд носит название «кудит хвецна», обращение с шапкой) и обращается к гостям с призывом : «односельчане, двоюродные братья, вот этой шапкой прошу не ссорьтесь, один другого не злите, уважьте сами себя и нас, а также«табла»(накрытый стол), если он стоит здесь, и напитки.


Если хозяин дома желает удалить лицо, затевающее шугли, то либо он сам, либо кто-нибудь из его двоюродных братьев, старший по возрасту, с целью предупреждения, обращается к гостям со словами: «Не сидите легко, важебо, садитесь покрепче» („ნუ – ზეზეურობთ, ვაჯებო! მძიმედ დასხედით!“). Если это не помогает, то во избежание драки хозяин дома старался удалить из дома одного или обоих из затевающих шугли. Это бывало в очень редких случаях и становилось обычно предметом обсуждения в течении долгого времени. Подобные действия хозяина дома очень часто, в свою очередь, могли стать причиной непосредственного начала рукопашной схватки.


Бой мог окончиться после вмешательства старших, либо по договоренности между дерущимися, либо по просьбе получившего рану.


Шугли следует рассматривать также как одно из специфических средств военно-физической подготовки, тренировки и сохранения (поддержания) этой подготовки. Шугли в условиях Хевсурети в далеком прошлом следует объяснить необходимостью находиться в состоянии постоянной боевой готовности.
 
Ф. Ф. Торнау писал о вооружении горцев: «Винтовку черкес возит за спиной в бурочном чехле, из которого он ее выхватывает в одно мгновение. Ремень у винтовки пригнан так удобно, что легко зарядить ее на всем скаку, выстрелить и потом перекинуть через левое плечо, чтоб обнажить шашку. ЭТО ПОСЛЕДНЕЕ, ЛЮБИМОЕ И САМОЕ СТРАШНОЕ черкесское оружие состоит из сабельной полосы в деревянных, сафьяном обтянутых ножнах, с рукояткой без защиты для руки. Оно называется «саженшхуа», большой нож, из чего мы сделали название шашки. Шашка черкеса остра как бритва и употребляется им только для удара, а не для защиты; удары шашки большею частью бывают смертельны. Кроме того, черкес вооружен одним или двумя пистолетами за поясом и широким кинжалом, его неразлучным спутником. Ружейные патроны помещаются в деревянных гильзах, заткнутых на груди в кожаные гнезда; на поясе висят: жирница, отвертка и небольшая сафьянная сумка со снадобьем, позволяющим, не слезая с лошади, вычистить и привести в порядок ружье и пистолеты. Всегда готовый спешиться для встречи неприятеля метким ружейным огнем, черкес возит на чехле присошки, сделанные из крепкого и гибкого кордового дерева».
 
Нихочу никого расстраивать но наличие или отсутствие дугообразной гарды ровно ничего не меняет с точки зрения практичности оружия.

Я бы вживую продемонстрировал для наглядности, объяснять все на "пальцах" крайне сложно.

Собственно долгое время мечи были вообще без какой-либо гарды, гарда даже крестообразная вовсе не для того для чего думает большинство не только профанов(отнюдь не в оскорбительном смысле) и даже любителей.

Собственно гарды начали становиться "заковыристыми" когда произошло смещение акцентов с режущих-рубящих ударов на колющие.

На более старых мечах прямая гарда вида "крест" или "дуга" нужда для защиты костяшек руки при столкновении с щитом.
Почему-то никто не задумывается о причинах почему у японцев гарды всегда были рудиментарные.
Именно потому что она совершенно никак и ничего не защищает при рубке. Удар принимается в скольжение на клинок (если уж пошел разговор об edge-edge фехтовании) и нужено лишь небольшое утолщение чтоб не дать ему случайно соскользнуть.

Второе назначение гарды - стабилизация меча при переноске. Чтоб он не ботлался.
И только третье и побочное - относительная защита от удара.
К слову на всех мечах прямым ударом аналогичного меча гарда просто срубается.
Т.е. вот так самая дуга из бронзы на шашке тупо лопнет если ее подставить под удар.

Да, для интересующихся, моим первым настоящим клинком была русская офицерская шашка моего деда. Как раз такая какая приведена на рисунке выше и я очень неплохо ею владею.

Так что в случае когда оружие подвешивается по "шпажному" или когда затыкается за пояс в стиле "катана" (кстати катана это не название оружия вовсе, а способ ношения меча, просто для информации) и у противника нет щитов гарда попросту ненужна и только портит балланс оружия.

Смысл в гарде появляется когда в технике много колющих ударов. Причем гарда защищает не столько от укола противника (ну кроме "чашкообразных" гард рапир и "рапиер-сордов")
Сколько от попадания лезвия блокирующего провитника при вашем уколе. Грубо - от случайных порезов. Неболее.

Чтоб удержать прямой удар гарде надо быть намного прочнее и тяжелее, что настолько испохабит балланс что оружие станет малопригодным. Да и весу добавит изрядно.
Гарду обычно делали из мягких металлов, чтобы при соскальзывании блока лезвие противника не проскальзывало сразу а чуток завязало. Так что стальная гарда помимо проблематичности изготовления в кузницах своего времени еще и непрактична.

В общем краткое резюме.
если ты работаешь в рубящей манере - гарда совершенно не нужна, только рудиментарное утолщение.
Верно, но есть нюансы. Гладиус прежде всего предназначен для уколов, а гарда небольшая. Каролинг прежде всего для рубки, гарда небольшая, романский меч с акцентом для уколов, гарда длинная, кошкодер для рубки, гарда очень хорошо защищенная. Нестыковка.
Гарда удобна тем что все же так или иначе защищает руку, если она замкнутая то дает кисти отдохнуть и выбить оружие сложно, так же гардой мечей били во время ближнего боя. Абордыжные сабли прежде всего рубяще-редущие, а гарда там очень хорошо защищает руку.
Шашке гарда не нужна, иначе это сабля. Шашкой работают как хлыстом. При ударе лучше отойти и нанести встречный. Можно и блокировать, но если строить защиту исключительно на блоках то все преимущества будут у саблиста. К тому же действительно можно остаться без пальцев. Как написано выше шашка это ружие исключительно нападения. А кк действует собака при нападении? Вы ударете ее ногой, она едва заметно, очень быстро делает уклон (отходит назад) и в ту же олю секунды наносит ответный удар (укус). Вот так же должен действовать человек вооруженный шашкой. Казаки этого как правило не понимают, поэтому я однажды "изрезал" шашкой сразу троих. Шашка была очень хорошо выполненной точной копией настоящего оружия из дерева. Настоящими шашками так махаться как мы это безумие.
 
Назад
Сверху Снизу