Можно ли евреям подниматься на Храмовую гору?

Я не настолько владею ивритом, чтобы запросто листать первоисточники, но когда учу, то делаю заметки. Так вот я кое-что наскрёб по сусекам.
Предупреждаю, что имена раввинов и их произведения идут вперемешку. Слэнг и пр. вещи ... некогда всё тут распаковывать.

Талмуд/Мегила: Есть-ли на горе святость или нет - махлокес танаим.
РАМБА"М: можно подниматься, но без обуви, без палки, без ремня, нельзя сплёвывать, т.д. только ради мицвы (лишма) и только ради молитвы. В полной чистоте. Там вечная святость.
РАВА"Д: святость временная, можно идти туда, нет опасения наказания карет.
Рав Кук: РАВА"Д сказал, что нет опасения карет, но всё равно это исур дерабанан и деарайса.
РАМБА"Н: можно идти, мутар лехатхила. Как только гой каснулся этого места - святости там больше нет.

hалаха лемаасэ:
МЕИР"И : есть обычай туда идти согласно тому, что я слышал.
Иштори Хапархи: мы не "тевул ём", так что обычай не ходить туда.
Циц Элиэзар (1967): не все обычаи правильные. Обычай подыматься скорее всего начат по ошибке. Кроме того этот кусок из МЕИР"И нашли лишь 100 лет назад.
Хазон Иш: если никто не удосужился проанализировать этого ришона (МЕИР"И) столетиями, то скорее всего что-то тут не так. Или МЕИР"И следует псаку РАМБА"На.
Маген Авром: мы следуем РАМБА"Му.
МИшна Берура: мы следуем РАМБА"Му.
Хофец Хаим: мы следуем РАМБА"Му.

Почему бы не сходить в микцу и все вопросы решены?
"зива"! Мы уже не знаем что это такое и было-ли это когда-то у мужчины. И тут простая миква не спасёт. Нужно жертвоприношение. Вопрос с зав будет решён только песле прихода Машиаха.

Стайплер: даже каснуться стены ты должен идти в микву.
Брискер Рав: я не касался бы стены вообще.
Стайплер: святость там есть и это страшная вещь заниматься этими делами.И даже после муквы это не стоит делать из-за "марат аин". Это страшный грех деарайса.

Рав Кук: "если тебе люди скажут - какой позор отдавать суверенитет на этой горой, скажи им, чтобы построили синагогу прямо рядом и молились там, чтобы всем продемонстрировать, что несмотря, что мне очень хочется я не поднимусь из-за уважения к воли моего Б-га!"

Тосефта - это самый страшный грех ходить туда в нечистоте. Для искупления остальных грехов надо приносить в жертву овцу, для искупления этого греха - 32 овцы.
Раввины обсудили галахическое вопрос, связанный с восхождением на Храмовую гору:
«Следует подчеркнуть, что Храмовая гора должна находиться в состоянии неповрежденной святости места, то есть все мы, поднимающиеся сюда, должны строго соблюдать ряд религиозных требований. Так, внутренние части Храмовой горы –
место расположения самого Храма – мы не можем посещать, потому что ритуальная нечистота, принесенная с нами, осквернит это место…
».
.
Т.е. подниматься и молиться можно, при соблюдении определенных условий.

В теме я об этом неоднократно писал.

И о раввинах тоже. - Есть за. Есть против.

Следуют Рамбаму, не следуя ему - логика......

Как только гой каснулся этого места - святости там больше нет.
Хорошая мысль, все верующие евреи должны стремиться, чтобы арабов (вообще неевреев) не было на Храмовой горе. Тоже многократно писал. Не слышно такого от религиозных партий в парламенте.
 
.
Это хорошо, что они цитируют РАМБА"Ма. Но РАМБА"М даёт детали "ряда религиозных требований" и я их привёл выше. И согласно этим требованиям сейчас подняться туда без нарушения святости практически невозможно. Перечитай мои заметки.
.....
При Рамбаме тем более, тк власть была не евреев на земле Израиля.

Первый источник - это манускрипт 15 века, содержащий Комментарий Рамбама к Мишне Рош ѓа-Шана, в конце которого добавлен автобиографичный отрывок, составленный, по свидетельству переписчика, Рамбамом.
Манускрипт можно посмотреть здесь (страница 90-91): (Национальная библиотека Франции, Ms. hebr. 336, Fol 038v)
Второй – книга Сефер Харедим, написанная в 16 веке в Цфате законоучителем мистиком и поэтом р. Элиэзером Азкри. Слова Рамбама приведены в разделе, посвященном заповеди раскаяния в качестве примера, подтверждающего мысль автора (Заповедь Тшува, часть 3).
Вот этот текст. Перевод и комментарий Меира Шлепакова:

Эта книга (Комментарий к Мишне) был переписана в дальней стране известным нам в Акко уважаемым раби Шмуэлем бар Авраамом с рукописи, составленной нашим учителем равом Моше, Светочем диаспоры[1]. И следующую запись, сделанную равом, он обнаружил в конце рукописи:
Ночью первого дня недели, в четвертый день месяца Ияр я отправился в морское плавание, а в субботу, десятого Ияра двадцать пятого года[2], поднялись высокие волны, пытающиеся нас утопить, и была большая морская буря. И я дал себе обет, что в эти две даты я буду поститься и вести себя как в дни полных общественных постов – и я, и мои домочадцы, и все мои приближенные. И я завещаю моим потомкам поступать так до последнего поколения, которое произойдет от них, и давать пожертвования в соответствии со своими возможностями. И согласно данному обету, я буду сидеть в одиночестве десятого Ияра, не видя людей, и буду молиться и читать в уединении. Как в тот день я не обнаружил в море никого, кроме Всевышнего, так же [в этот день] я не буду видеться с людьми, и не буду сидеть вместе с ними, если не буду принужден.
И ночью первого дня недели, в третий день месяца Сиван я благополучно закончил морское плавание, и прибыл в Акко, и спасся от гонений, и мы прибыли в Землю Израиля. И я дал обет, что этот день станет днем веселья и радости, и пиршества, и подарков бедным – для меня и для моих домочадцев до последнего поколения.
И в третий день недели, в четвертый день месяца Мархешван двадцать шестого года[3] от сотворения мира мы вышли из Акко с намерением попасть в Иерусалим, что было сопряжено с опасностью. И я зашел в Великий и Святой Дом, и молился там в пятый день недели, в шестой день месяца Мархешван[4]. А в первый день недели, девятого числа того же месяца, я вышел из Иерусалима и направился в Хеврон, чтобы поцеловать находящиеся в Пещере[5] могилы праотцев. И в тот же день я уже стоял в Пещере и молился, прославляя Всевышнего за все. И я дал обет, что два этих дня, шестое и девятое Мархешвана, будут для меня как дни праздника, с молитвой, радостью [во имя] Всевышнего, едой и питьем. Господь поможет мне во всем, чтобы я смог выполнить «Обеты мои воздам я Богу»[6]. Амен.

Как я удостоился молиться в нем, когда он лежит в развалинах, так же я и весь Израиль увидим его вскоре в утешении[7]. Амен.

כן מצאתי בסוף שיטה אחת שהעתיק הנעלה ר' שמואל בר אברהם שקייל ז"ל בעכו מכתיבת יד הרב רבינו מאור הגולה [הרמב"ם]: וליל אחת בשבת שלשה ימים לירח סיון, יצאתי מן הים בשלום ובאתי לעכו וניצלתי מן השמד והגענו לארץ ישראל. ויום זה נדרתי שיהא ששון ושמחה ומשתה ומתנות לאביונים, אני וביתי עד סוף כל הדורות. ויום שלישי בשבת, ארבעה ימים לירח מרחשון, שנת כ"ו ליצירה, תתקכ"ו, יצאנו מעכו לעלות לירושלים תחת סכנה , ונכנסתי לבית הגדול והקדוש והתפללתי בו ביום חמישי, ששה ימים לירח מרחשון. ובא' בשבת, תשעה בחדש, יצאתי מירושלים לחברון לנשק קברי אבותי במערה. ואותו יום עמדתי במערה והתפללתי שבח לאל יתברך על הכל, ושני הימים האלו, שהם ו' ותשיעי במרחשון, נדרתי שיהיו לי כמו יום טוב ותפילה ושמחה בה ואכילה ושתיה. אלקים יעזרני על כל, ויקים לי נדרי לה' אשלם אמן. וכשם שזכיתי להתפלל בה בחרבנה, כך אראה אני וכל ישראל בנחמתה מהרה, אמן

Небольшое историческое отступление:
В описываемый период Иерусалим находился под властью крестоносцев. Захватив город в 1099 году, они полностью уничтожили существовавшую там еврейскую общину. Многих убили, а оставшихся в живых продали в рабство или оставили в плену, чтобы получить за них выкуп. Всем не христианам запретили проживать в Иерусалиме. Если в ранний мусульманский период евреям разрешалось молиться на Храмовой горе в существовавшем там «Доме молитвы и учения», то после захвата города крестоносцами это разрешение было отменено. По свидетельству Беньямина ми-Тодела - путешественника, посетившего Иерусалим в 1170 году, в городе было только четыре еврея. Несколько лет спустя Иерусалим посетил другой путешественник Птахия из Регенсбурга. К тому времени в городе оставался только один еврей.
Остается загадкой - как в такой ситуации молодой беженец, впоследствии ставший знаменитым Рамбамом, смог попасть на территорию Храмовой горы, где в то время располагался монашеский орден и администрация Иерусалимского королевства.
Косвенным доказательством посещения Рамбамом Храмовой горы могут быть слова, написанные им в письме, адресованном р. Яфату бар Элияѓу ѓа-даяну из Акко:
Когда я, и он[8], и мой покойный отец, и ты вчетвером шли в Дом Б-жий с трепетом … И шли вместе через пустыни и леса за Б-гом.
[1] Титул, которым часто называли Рамбама.
[2] 4925 года по еврейскому летоисчислению. Или весной 1165 года.
[3] 4926 год по еврейскому летоисчислению. Или осенью 1165 года.
[4] 21 октября 1165 года по григорианскому календарю.
[5] В Пещере Патриархов (Маарат ѓа-махпела).
[6] Теѓилим 116:14.
[7] Как сказано: «Ибо Г-сподь утешит Цийон, утешит все развалины его». (Йешайаѓу, 51:3)
[8] Давид, погибший брат Рамбама.
http://web.nli.org.il/sites/NLI/Heb...&docid=PNX_MANUSCRIPTS000058473-1#|FL48557529
в ранний мусульманский период евреям разрешалось молиться на Храмовой горе в существовавшем там «Доме молитвы и учения»
1. Не только поднимались, но и молились!!!!!!!!!!!!!
2. А "гои" там были - у мусульман там уже была мечеть.
Хотя термин "гои" часто и к евреям относится (народ).

Общие правила восхождения на Храмовую гору в соответствии с Еврейским законом (Галахой)
Автор: Ицхак Имас, ז''ל
I. Введение:
Изложенные ниже правила просты, и, обычно, любой человек может их выполнять без особой подготовки. Очень важно постараться их придерживаться при восхождении на Храмовую гору.
Ситуация на Храмовой горе, когда она находится в чужих руках, забытая и не посещаемая евреями – это осквернение имени Всевышнего. Попытки толкования данных правил абсурдным образом, затрудняющим их выполнение, непростительны. Тора дана людям, а не ангелам, поэтому она выполнима.
Если у вас возникли какие либо затруднения в подготовке к восхождению, не стесняйтесь обратиться к нам, мы постараемся помочь.

II. Правила восхождения:
- Перед восхождением на Храмовую гору обязательно нужно очиститься от Тумы (духовной нечистоты).
- Восхождение (хотя бы в первый раз) следует совершить в сопровождении человека, знающего правила восхождения, чтобы не зайти на те участки Храмовой горы, куда можно заходить только в целях строительства Храма, или когену (священику) для совершения храмовой службы.
Процесс очищения (для мужчин старше 9 лет):
1) Процесс очищения состоит из окунания в микву. Можно окунуться в микву за несколько дней до восхождения, главное, чтобы между окунанием и восхождением не было выделения семени (поллюции, при связи с женщиной и т. п.).
2) Перед окунанием необходимо убрать все, что может воспрепятствовать контакту между телом и водой, для этого нужно:
- снять пластыри, контактные линзы, вставные челюсти и т. п.
- при наличии временной пломбы (постоянная подобна части тела и не мешает), швов и т. п. - того, что сложно снять, следует выяснить возможность окунания у равина, хорошо знающего законы восхождения на Храмовую гору (это можно сделать с нашей помощью).
- очистить зубы от остатков еды.
- постричь ногти или вычистить из-под них грязь.
- почистить уши.
- по мере надобности насколько возможно почистить нос, промыть глаза и т.п.
- хорошо помыть все тело и волосы в теплой воде, расчесать волосы, чтобы не было узлов.
3) Следует удостовериться, что миква, в которой вы окунаетесь, кошерна. Некоторые миквы для мужчин наполняются обычной водопроводной водой. Миква для мужчин, находящаяся рядом с женской миквой или с миквой для посуды, как правило, кошерна.
4) Непосредственно перед окунанием стоит еще раз проверить, что на теле нет ничего постороннего.
5) Во время окунания следует проследить, что все тело (включая волосы) погрузилось в воду.
6) Окунаясь, следует осознавать, что вы очищаетесь для восхождения на Храмовую гору.
Мальчик, которому не исполнилось 9 лет, может не окунаться в микву.
Если кто-то помнит, что у него были ненормальные выделения из полового органа (например, вследствие болезни), ему следует дополнительно проконсультироваться с равином, специалистом в вопросах восхождения на Храмовую гору (можно через меня), возможно процесс его очищения будет более сложным.
Для женщин:
Процесс очищения более сложен и требует дополнительной консультации.
См. Процесс очищения для женщин.
Девочка, не достигшая возраста, когда начинаются месячные, может восходить без очищения.

Трепет и почитание Храма:
1) Восхождение на Храмовую гору требует серьезного отношения к этому святому месту.
2) Восхождение не может быть просто прогулкой, экскурсией, его цель еврейское присутствие, молитва, память о Храме, стремление содействовать его построению и т. п.
3) На Храмовую гору нельзя заходить в кожаной обуви (подобно запрету ношения кожаной обуви в Йом Кипур).
4) Нельзя плеваться на землю.
5) Нельзя одеваться нескромно, ходить с кошельком на поясе (пауч), с посохом (тростью), носимыми для важности, а также в грязной, рабочей одежде, с сумкой с инструментами и т. п.
Таким образом, на Храмовой горе нельзя выпячивать свои богатство и значительность, а также заниматься будничными делами.
5) Существует обычай – когда человек видит вблизи Храмовую гору без отстроенного Храма (если он не видел ее в течение 30 дней) – то в будний день он разрывает свою одежду в знак траура по разрушенному Храму. Полиция не разрешает делать это на Храмовой горе, но можно сделать это стоя в воротах при выходе с Храмовой горы.
Перед разрыванием принято говорить:
בֵּית קָדְשֵׁנוּ וְתִפְאַרְתֵּנוּ, אֲשֶׁר הִלְלוּךָ אֲבֹתֵינוּ--הָיָה, לִשְׂרֵפַת אֵשׁ; וְכָל-מַחֲמַדֵּינוּ, הָיָה לְחָרְבָּה
Дом святыни нашей и славы нашей, где славили Тебя отцы наши, сожжен огнем, и все, (что) дорого нам, предано разрушению.
Затем произносится благословение без упоминания Имени Всевышнего: Барух Даян аЭмет. А затем разрывается одежда с левой стороны (напротив сердца), примерно на 10 см. Делается это руками, но можно сначала надрезать край одежды, а затем разорвать. Стоит одеть для этого одежду, которую не жалко разрывать.
.......
 
Печально:

Израиль не имеет ни малейшей власти на Храмовой горе!
Палестинский чиновник по делам Аль-Кудса отверг решение израильского суда, предписывающее закрыть Врата Милосердия

В своем заявлении, прозвучавшем в ответ на решение суда, он, в частности, указал на то, что немусульмане (прежде всего, разумеется, евреи) не имеют ни малейших полномочий принимать решения относительно Храмовой горы, и что только иерусалимский исламский совет (ВАКФ) обладает такими полномочиями.
 
Извините за оффтоп. Но, "свято место пусто не бывает".

Храмовая гора 80 лет назад: те же заявления, те же провокации

Еще в 30-х годах прошлого века арабы превратили Храмовую гору в центр антиеврейского террора и подстрекательства
Полная статья
Известный израильский исследователь святых мест в Эрец-Исраэль и публицист, преподаватель в Академическом колледже Герцога, д-р Дотан Горен раскрывает одну из страниц истории Храмовой горы, связанной с началом «Великого арабского восстания» 1936-1939 годов.
Тогда, в рамках борьбы против британских властей, имевших мандат на территорию нынешнего Израиля, – и, главным образом, против еврейской общины, арабские националисты постоянно использовали Храмовую гору для террора, подстрекательства и укрытия своего лидера – муфтия Иерусалима, Хаджа (Мухаммада) Амина аль-Хусейни.
Напомним, что, возглавив «Арабский клуб» – одну из крупнейших националистических организаций, он был прямым лидером антиеврейских беспорядков в Иерусалиме в апреле 1920 г. Через девять лет Хусейни снова принял активное участие в организации еврейских погромов, а в течение 30-х годов его деятельность открыто финансировали нацисты.

28 ноября 1941 года в Берлине состоялась встреча муфтия с Гитлером: «фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения», - как писали в то время германские газеты.
В ходе встречи Хусейни называл Гитлера «защитником ислама», а немцев и арабов – естественными союзниками, имеющими общих врагов – евреев, англичан и коммунистов. Более того, муфтий пообещал организовать панарабское восстание и предложил создать Арабский Легион в частях вермахта.
Со своей стороны, Гитлер пообещал «уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке», упразднить «еврейский национальный очаг в Палестине» и предоставить арабам независимость – после окончания войны. Согласно раскрытым в 2010 году данным спецслужб США, Гитлер пообещал Хусейни, что немецкие войска, захватив Кавказ и Северную Африку, будут переброшены на Ближний Восток, где помогут «братьям-арабам» уничтожать евреев.
После того, как Хусейни помог сформировать эсэсовскую дивизию из югославских мусульман-боснийцев (13-ю горную дивизию «Ханджар»), 1 марта 1944 года он выступил по «Радио Берлина», призвав исламский мир к джихаду против евреев: «Арабы! Вставайте, как один и боритесь за ваши священные права. Убивайте евреев, где вы только их ни найдете. Это угодно Аллаху, истории и религии. Это спасет вашу честь!».
Видя, однако, что дело Третьего Рейха проиграно, Хусейни бежал в Швейцарию, прося там убежища, но, не получив его, сдался французам, был арестован и посажен в тюрьму Шерш-Миди, но суда избежал, хотя и был внесен в список нацистских военных преступников…
Вернемся, однако, в 1936 год, когда Хусейни был избран председателем Верховного арабского комитета, возглавив арабское восстание 1936 - 1939 годов. За причинами к избиению евреев муфтий Иерусалима никогда не лез в карман: по его словам, у сионистов есть «план» нападения на святые места ислама в целом и, особо – на Храмовую гору, точнее, на мечеть Аль-Аксу.
Ни для кого не новость, что те же самые обвинения в адрес Израиля выдвигают нынешние палестинские лидеры, – включая Махмуда Аббаса и шейха Раеда Салаха.
Д-р Горен напоминает, что 16 октября 1938 года на Храмовой горе взорвалась бомба. Официальные представители британского правительства опровергли слухи о том, что бомба была брошена в мечети, расположенные там. После этого местная газета «Давар» сообщила об опасности провокации на Храмовой горе.
Сейчас это не менее актуально, чем 80 лет назад, и тем, кто занимается политикой, вопросами безопасности и пропагандой, д-р Горен советует быть готовым к аналогичным «трюкам» в свете волны террора и несмолкающих заявлений об угрозе Аль-Аксе со стороны «сионистской оккупации».
 
Предвыборное, но сюда:

Активисты Храмовой горы: И это вы будете читать проповеди Бени Ганцу?

Активисты Храмовой горы опубликовали видео, в котором обрушились на Моше Гафни: «Вы, кто покинул Храмовую гору, будете проповедовать Ганцу?»
Храмовая гора (файл)
Flash 90

Сегодня утром активисты Храмовой горы в своем специально подготовленном ролике атаковали главу «Яадут ха-Тора» Моше Гафни после его нападок на лидера «Кахоль Лаван» Бени Ганца по поводу его замечаний на конференции AIPAC о том, что «Стена принадлежит всем».
«Вы собираетесь читать проповеди Бени Ганцу?» - спрашивают активисты.
«Не вы, мистер Гафни. В течение 2000 лет мы мечтали не построить Храм у Западной Стены. Мы мечтали построить его на его месте на Храмовой горе».
«А вы, кто оставил Храмовую гору мусульманскому врагу, призывая евреев не подходить к нему, вы будете проповедовать Бени Ганцу, как обращаться со святыми местами иудаизма?», - восклицают в негодовании активисты.
В видео, ранее опубликованном офисом Гафни, депутат сказал: «Мой сын, не говори того, о чем не имеешь представления. Площадь у Храмовой горы - это не собрание партий, которые предоставят квартиру в Савьоне (фешенебельный район в центре Тель-Авива, - ред.) и завершаются чем-то сродни большой вечеринке».
Ролик можно просмотреть по ссылке на нашу ивритоязычную страницу.
 
Полиция задержала семь человек за попытку совершить пасхальное жертвоприношение
Сотрудники полиции Израиля задержали в Старом городе Иерусалима семь человек, включая несовершеннолетних, по подозрению в намерении совершить пасхальное жертвоприношение.


И позавчера:
17 апреля, полиция арестовала четырех человек, двое из которых были журналистами, шедших на Храмовую гору, чтобы, в преддверии празднования Песаха, принести там в жертву двух козлов.
Арест был произведен после того, как полиция получила сообщение о подозреваемых, едущих по направлению к Старому городу Иерусалима, имея при себе живых козлов.
Полиция разыскивала автомобиль подозреваемых, находившийся возле Яффских ворот, и, во время обыска, обнаружила в багажнике животных, по всей вероятности, предназначенных для принесения в жертву.
Согласно материалам предварительного расследования, подозреваемые – 40-летний житель Офры, 17-летний подросток из центрального района Израиля, и двое журналистов, видимо, стремившихся запечатлеть обряд жертвоприношения.
В итоге, все четверо были задержаны для допроса, а имевшиеся у них животные были конфискованы.
По словам представителей полиции, двоим подозреваемым инкриминируется жестокое обращение с животными, и попытка нарушения общественного порядка, в то время как два журналиста были освобождены поздно ночью, с условием явиться по требованию для дальнейшего расследования.

Животных реально жалко.