Примечания
1
Две последние работы были переизданы издательством «Индрик» в серии «Восточнохристианский мир»:
Базили К. М. Очерки Константинополя. Босфор и новые очерки Константинополя. М., 2006.
(
обратно)
2
Один из переводов осуществлен в России: Базийли Кистантин. Сурийат ва Фаластийн тахт ал-хукм ал-усмани. М.: Прогресс, 1989.
(
обратно)
3
Эти хроники были изданы в Ливане в XX в. Из тех, которые упоминает К. М. Базили, см.: аш-Шихаби, ал-эмир Хайдар Ахмед. Любнан фи ахд ал-умара аш-Шихабийин (Ливан в эпоху эмиров Шихабов). Ч. 1–4. Бейрут, 1969; Абдаллах ибн Трад ал-Бейрути. Мухтасар тарийх ал-асакифа (Краткая история епископов). Бейрут, 2002. Последнее сочинение академик А. Е. Крымский считал анонимным и издал его по принадлежащей ему рукописи частично в русском переводе, частично в русском пересказе под названием «История бейрутских епископов» в «Древностях Восточных» (т. III, вып. 1, М., 1907, с. 25–89).
(
обратно)
4
Халчинский И. Д. К. М. Базили // Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко. СПб., 1881. С. 331.
(
обратно)
5
Там же. С. 326.
(
обратно)
6
Предупреждение было сделано в духе времени: «Друг мой, ты нездоров, — сказал ему вельможа при якобы случайной встрече, — и тебе надо переменить воздух сегодня же». Этого намека было достаточно (Там же. С. 327).
(
обратно)
7
Гитерии, или этерии (
греч. Hetairia — «товарищество», «содружество») — греческие тайные общества. В XIX в. их целью было свержение османского гнета.
(
обратно)
8
См.:
Степанов Н. Л. Н. В. Гоголь. Творческий путь. М., 1955. С. 17.
(
обратно)
9
См.:
Машинский С. И. Гоголь в нежинской гимназии // Гоголь в школе. М., 1954;
Стогнут А. С., Кононенко И. К. Новые страницы к «делу о вольнодумстве» в нежинской гимназии высших наук // Ученые записки Нежинского государственного педагогического института им. Н. В. Гоголя. Киев, 1954. С. 4–5.
(
обратно)
10
Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 1. М.,1892. С. 250–251.
(
обратно)
11
Халчинский И. Д. К. М. Базили. С. 329.
(
обратно)
12
Поиски К. М. Базили увенчались успехом, и это заложило основы его будущего благосостояния.
(
обратно)
13
Формулярный список коллежского асессора Конст. Базили. 1839 // Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. Личные дела МИД. Оп. 4641. Ед. хр. 27.
(
обратно)
14
Известно, что Гоголь всегда интересовался литературной деятельностью Базили. См., например, его письмо к Н. Я. Прокоповичу от 25 января 1837 г. //
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. 11. С. 85.
(
обратно)
15
Полная картина Оттоманской империи в двух частях. Труды господина д’Оссон а // Пер. на рус. яз. М. Веревкина. СПб., 1795.
(
обратно)
16
«Новое сочинение г. Базили, — говорилось в рецензии, — без сомнения, написано приятно и отличается тою же занимательностью, как и два прежние. Но г. Базили подвергается опасности испытать судьбу тех путешественников, которые, побывав в одной земле, вечно и при всяком случае говорят о ней: его не станут слушать! (Не забудем, что сам Сенковский после двухлетнего пребывания в Стамбуле, Сирии и Египте опубликовал всего две, но блестящие, повести, основанные на воспоминаниях. — И. С.) После одного путешествия по Турции или, точнее, около Турции пять томов очерков без плана, без связи — полно! Это, наконец, наскучит. Очерки да очерки: весьма хорошо сделал бы автор, если бы перестал черкать и написал правильное сочинение о своем предмете, тем более что три четверти этих „Новых очерков“ выписаны из разных сочинений о Турции: почти на каждой странице встречаются знакомые вам места, которые вы прежде читали. Если выписывать, так уж выписывать систематически, для составления полной и удовлетворительной картины. Это — наше мнение». (Библиотека для чтения. 1837. Т. 20. Ч. 1. Отд. VI. С. 20.)
(
обратно)
17
Формулярный список…
(
обратно)
18
АВПРИ. Ф. Главный архив, 1820. Д. 4. Л. 50.
(
обратно)
19
АВПРИ. Ф. Посольство в Константинополе. Д. 718. Л. 158.
(
обратно)
20
Базили К. М. Сирия и Палестина… Одесса, 1862. Ч. 2. С. 265.
(
обратно)
21
АВПРИ. Ф. Посольство в Константинополе. Д. 718. С. 184.
(
обратно)
22
Там же. Д. 799. Л. 234.
(
обратно)
23
Там же. Д. 736. Л. 12.
(
обратно)
24
Там же. Л. 8.
(
обратно)
25
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. 14. С. 55.
(
обратно)
26
См.:
Кукольник Н. Лицей князя Безбородко // Лицей князя Безбородко. СПб., 1859. С. 18;
Лавровский Н. Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко. С. 70.
(
обратно)
27
АВПРИ. Ф. Посольство в Константинополе. Д. 718. Л. 205.
(
обратно)
28
Там же. Д. 736. Л. 341.
(
обратно)
29
Там же. С. 373.
(
обратно)
30
Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. М., 1897. С. 770.
(
обратно)
31
Вяземский П. А. Старая записная книжка. 1813–1852 // Полное собрание сочинений Вяземского. СПб., 1884. Т. 9. С. 280.
(
обратно)
32
Отвечая на сочувственное участие Гоголя, Константин Михайлович писал из Горного Ливана 25 июля 1849 г.: «Благодарю тебя, добрый друг мой Николай Васильевич, за твое участие — не скажу в навестившем меня горе, но в разрушении судьбы моей. Горе — доля наша. Много горя знавали мы и прежде. Ты знаешь, что я уже был испытан смертью первого моего сына. Горе наше нужно человеку для морального его воспитания. Оно делает нас добрее, терпеливее, снисходительнее. Но в положении моем горе — последняя вещь». (Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 772.)
(
обратно)
33
Порфирий Успенский. Книга бытия моего. Т. 1. СПб., 1894. С. 186.
(
обратно)
34
Там же. Т. 3. СПб., 1896. С. 138.
(
обратно)
35
Рукописный отдел ГПБ. Ф. Архив Гербеля.
(
обратно)
36
По поводу приобретения Англией острова Кипра // Одесский вестник. 1878, № 152, 153; L’Empire Ottoman, 1839–1877 // L’Angleterre et Russie dans la question d’Orient. Par un ancien diplomate. P., 1877; Question du Jour (janvier — février. 187
; Записка по еврейскому вопросу // Доклад Одесской уездной земской управы Одесскому уездному собранию очередной сессии 1881. Одесса, 1881.
(
обратно)
37
Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. Т. 14. 1886. Ведомости Одесского городского общественного управления. 1884, № 13; Одесский вестник, 1884, № 34–36.
(
обратно)
38
См. наст. изд. С. 38.
(
обратно)
39
Там же. С. 104.
(
обратно)
40
Там же. С. 391.
(
обратно)
41
Там же. С. 399.
(
обратно)
42
Обитель Мар-Ильяс-Шувейр — небольшой православный монастырь Св. Ильи в селении Шувейр. —
Прим. ред.
(
обратно)
43
П. А. Вяземский — поэт и литературный критик. В 1850 г. совершил путешествие на Восток, описанное им в «Старых записных книжках». В Бейруте останавливался в доме Базили. О книге Базили Вяземский писал: «Базили написал очень любопытное сочинение о Сирии. Он уже в Петербурге (вероятно, в 1848 г., во время поездки Базили в Петербург. — Ред.) читал мне несколько глав из него, а здесь прочитал другие. В статистическом, историческом и политическом отношениях он очень хорошо знает этот край. Жаль, что в дипломатической нашей совестливости не позволяется ему на печатать это сочинение» («Полное собрание сочинений Кн. П. А. Вяземского». Т. IХ. СПб., 1884. С. 280).
Среди тех, кто читал рукопись Базили в 1846 г., был и Гоголь, которого ко времени написания предисловия не было уже в живых. Этим, вероятно, объясняется, почему Базили не сослался на его мнение. Весной 1848 г. Гоголь совершил поездку в Палестину в сопровождении Базили, в доме которого в Бейруте он жил. Оттуда в феврале того же года Гоголь сообщил В. А. Жуковскому: «Базили написал преудивительную вещь, которая покажет Европе Восток в его настоящем виде, под заглавием „Сирия и Палестина“, знания бездна, интерес силен. Я не знаю никакой книги, которая бы так давала знать читателю существо края» (Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений. Т. XIV. М., 1952. С. 52–5
. —
Прим. ред.
(
обратно)
44
Лондонский договор, подписанный 6 июля 1827 г. Россией, Англией и Францией, выражал намерение держав вести переговоры с Турцией с целью добиться примирения восставшей Греции и турецкого правительства на условиях предоставления Греции автономии в рамках Османской империи. В 1830 г. по настоянию России державы подписали Лондонский протокол, по которому Греция была признана независимым государством. —
Прим. ред.
(
обратно)
45
Скодра — древнее название албанского города Шкодер (тур. Скутари), главного города турецкого вилайета того же названия; с 1760 г. стал центром полунезависимого государства, управлявшегося пашами из албанского рода Бушати, самостоятельность которых была ликвидирована в 1831 г. В Багдаде с начала XVIII в. до 1830 г. также правили фактически независимые от турецкого правительства паши. —
Прим. ред.
(
обратно)
46
Базили имеет в виду события между 1827 и 1840 гг.: греческий вопрос (1827), первый египетский кризис (1832–1833) и второй египетский кризис (1839–1840). —
Прим. ред.
(
обратно)
47
Базили придерживался терминологии, распространенной в XIX в. Под «мухаммеданами» (иногда он пишет «магометане») Базили подразумевал представителей всех мусульманских религиозных направлений и сект (суннитов, шиитов-мутуалиев, друзов, ансариев). Под «мусульманами» Базили имел в виду только суннитов. Однако нередко он употребляет это понятие в современном научном смысле.
(
обратно)
48
Страбон (oк. 63 г. до н. э. — 20 г. н. э.) — древнегреческий историк и географ. Главный труд — «География» в 17 книгах. На русском языке см.: География в семнадцати книгах. М., 1879; Античная география. Книга для чтения. М., 1953. —
Прим. ред.
Полибий (ок. 201 г. — ок. 120 г. до н. э.) — древнегреческий историк. Основной труд — «Всеобщая история» (в 40 книгах, из которых сохранились полностью лишь первые 5). На русском языке см.: Всеобщая история в 40 книгах. Т. 1–3. М., 1890–1899. —
Прим. ред.
Иосиф Флавий (ок. 37 г. — ок. 95 г.) — еврейский историк и военачальник. На русском языке см.: Иудейская война. СПб., 1900; Иудейские древности. Т. 1–2. СПб., 1900; О древности иудейского народа. Против Аппиона. СПб., 1898. —
Прим. ред.
(
обратно)
49
Alphonse de Lamartine. Voyage en Orient. Souvenirs, impressions, pensées et paysages pendant un voyage en Orient (1832–1833). Paris, 1835. — Отрицательную оценку труда Ламартина разделяли многие русские литераторы. П. А. Вяземский писал: «Чтобы определить и оценить Ламартина, довольно одного замечания; никто из путешествующих по Востоку не берет книги его с собою» (Полное собрание сочинений Кн. П. А. Вяземского. Т. IХ. С. 283). —
Прим. ред.
(
обратно)
50
F. A. de Chateaubriand. Itinéraire de Paris ά Jérusalem et de Jerusalem é Paris en allant par Grèce et revenant par l’Egypte, la Barbarie et l’Espagne, t. 1–3, Paris, 1811. Русск. пер.: Путевые заметки из Парижа в Иерусалим. Ч. 1–3. М., 1815–1816. — Шатобриан посетил Палестину в первой половине октября 1806 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
51
John Bowring. Report on the commercial statistics of Syria, presented to both houses of Parliament, 1838. London, 1840. — Боуринг находился в Сирии во второй половине 30-х годов XIX в. —
Прим. ред.
(
обратно)
52
Edward Robinson and Eli Smith. Biblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea in 1838. Vol. 1–3. London, 1841. —
Прим. ред.
(
обратно)
53
Carsten Niebuhr, Reisebeschreibung nach Arabien and anderen umliegenden Ländern. Vol. I–II. Copenhagen, 1774, 1778. — Нибур посетил Сирию, Палестину и Аравию в 60-х годах XVIII в. —
Прим. ред.
(
обратно)
54
Constantine Francoise Volney. Voyage en Egypte et en Syrie pendant les années 1783, 1784 et 1785, vol. I–II, Paris, 1787. — Книга Вольнея выдержала во Франции несколько изданий (последнее — в 1959 г.), была переведена на русский язык с немецкого Н. Марковым и издана в Москве в 1791–1793 гг. в двух томах под заглавием «Путешествие Волнея в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784 и 1785 годах». Перевод неточен. —
Прим. ред.
(
обратно)
55
Базили прибыл в Сирию в начале августа 1839 г., совершил поездку по стране и 2 декабря 1839 г. обосновался в Бейруте. —
Прим. ред.
(
обратно)
56
10 сентября 1840 г. были открыты военные действия англо-австро-турецким флотом и десантными войсками против армии Мухаммеда Али в Сирии (см. настоящее издание, главы 14 и 15). Опасаясь бомбардировки Бейрута с моря, Базили перебрался на английский корабль. В сентябре 1840 г. он уехал на о. Кипр.
Бейрут был взят 9 октября 1840 г., когда Базили уже был на Kипре (см. АВПР. Ф. «Посольство в Константинополе». Д. 701. Л. 69–17). —
Прим. ред.
(
обратно)
57
О хронике Бустроса см.: A. E. Крымский. Из бейрутской церковной летописи XVI–XVIII в. — «Древности восточные. Труды восточной комиссии импер. Моск. арх. общества». Т. III. Вып. I. М., 1907. —
Прим. ред.
(
обратно)
58
Речь идет о пребывании Базили вместе с эскадрой адмирала Рикорда в 1830–1833 гг. в Константинополе и Греции. См. «Архипелаг и Греция в 1830 и 1831 гг.»; «Очерки Константинополя»; «Босфор и новые очерки Константинополя». —
Прим. ред.
(
обратно)
59
При Юстиниане лучшей школой правоведения в империи почиталась бейрутская.
(
обратно)
60
Шейх собственно значит старец, староста. Есть шейхи, которые совершенно соответствуют нашим сельским старостам. Есть также аристократические семейства шейхов, коим этот почетный титул наследственно присвоен вместе с политическими преимуществами, с ним сопряженными. В кочевых арабских племенах есть шейхи, наследственно управляющие сотнями тысяч семейств и выставляющие в поле целые армии всадников. Эмир собственно значит повелитель. Не должно смешивать эмиров араб ских племен, у коих титул этот есть самый почетный и принадлежит немногим только семействам весьма древнего рода, с теми эмирами, потомками пророка, которые входят в состав турецкой черни. Звание шейхов и эмиров арабского феодализма можно во многих отношениях сравнить с баронами и герцогами (duces) Средних веков Европы.
(
обратно)
61
Имеются в виду остатки дворца Шихабов, сохранившиеся и до настоящего времени. —
Прим. ред.
(
обратно)
62
Согласно генеалогическому древу, приведенному в книге ливанского историка Тануса эш-Шидийака, феодальные роды Джемаль эд-Дин и Алам эд-Дин были двумя ветвями рода эмиров Танух. См.: Танус эш-Шидийак. Китаб ахбар аль-айан фи Джебель Любнан. —
Прим. ред.
(
обратно)
63
Разделение феодальных группировок на иемени и кейси восходит еще к периоду родоплеменных отношений, когда враждовали между собой племенные объединения. В XVII в. эта вражда приняла характер борьбы двух феодальных групп за власть и земельные владения; борьбу поддерживали и разжигали турецкие власти. —
Прим. ред.
(
обратно)
64
Хулагу (у Базили — Галаку) — внук Чингисхана; однако завоевание Антиливана было осуществлено войсками одного из преемников Хулагу. Это завоевание произошло в 1287 г.; тогда монгольские войска, вторгнувшись в долину Бекаа, истребили все население Антиливана. —
Прим. ред.
В 1400 г., когда в Сирию вступили войска Тимура, все население Антиливана бежало в Ливан, но войска завоевателей миновали этот район. Подробно об этом см. Танус эш-Шидийак. Китаб ахбар аль-айан фи Джебель Любнан. —
Прим. ред.
(
обратно)
65
Согласно документу, хранящемуся в Национальном архиве в Париже, в битве при Мердж-Дабик (1516) «присутствовали эмир Фахр эд-Дин Маан, эмир Майсур Шихаб и Джемаль эд-Дин эль-Иемени из семьи Танух, которые прибыли, чтобы оказать помощь Газали, губернатору Дамаска при султане Гури (мамлюкский султан Кансу эль-Гури. — Ред.). Когда султан-победитель вступил в Дамаск, эмир Фахр эд-Дин предстал перед ним, сопровождаемый Газали. Его красноречие восхитило Селима, который оказал ему почет и предоставил первенство перед всеми сирийскими эмирами и поручил ему согласовывать их разногласия» (Adel Ismail. Histoire du Liban du XVII-e siècls à nos jours, t. 1. Paris, 1955, p. 4). —
Прим. ред.
(
обратно)
66
Речь идет об административном и судебном иммунитетах, которыми пользовались в своих владениях сирийские феодалы. —
Прим. ред.
(
обратно)
67
В 1584 г. севернее Тараблюса, в Джун-Аккаре, был атакован и разграблен турецкий караван, доставлявший в Константинополь дань из Египта (после поражения турецкого флота в битве при Лепанто в 1571 г. эту дань стали перевозить сухопутной дорогой). В грабеже были обвинены друзы, и Порта использовала инцидент в качестве пред лога для расправы над жителями Ливана и эмиром Коркмасом, сыном Фахр эд-Динa I Маана, осуществлявшим самостоятельную политику. —
Прим. ред.
(
обратно)
68
Эмир Фахр эд-Дин II родился в 1572 г.; в 1590 г. принял в управление наследственный феод Маанов — область Шуф. Уже в два первые десятилетия своего правления ему удалось подчинить своей власти территорию от р. Нахр эль-Кельб до горы Кармель, присоединив к своим владениям Северную Палестину и прибрежные города Сайду и Бейрут. В 1608 г. Фахр эд-Дин заключил договор о торговле с великим герцогом тосканским Фердинандом I. Исследователи полагают, что договор имел тайные политические статьи, направленные против турецкого правительства. Готовясь к вооруженной борьбе с турками, эмир создал регулярную армию и укрепил крепости, расположенные на границах его владений. Зависимость Ливана от правительства султана в эти годы выражалась лишь в уплате небольшой дани. Самостоятельная внутренняя и внешняя политика Фахр ад-Дина II обеспокоила турецкое правительство, и летом 1613 г. Ахмед Хафиз-паша дамасский по приказу султана выступил против ливанского эмира. Все население страны поднялось против турок. Однако перевес оказался на стороне турецких войск. 13 сентября 1613 г. Фахр эд-Дин покинул Ливан. Турецкие войска опустошили Ливан. 1613 год вошел в историю Ливана как «год Хафиза».
В 1618 г. Фахр эд-Дин получил разрешение вернуться в Ливан. Время с 1618 по 1632 г. — период расцвета ливанского княжества. Фахр эд-Дин уделял внимание развитию торговли, сельского хозяйства, расширению внешнеполитических связей. См.: Ахмад эль-Хальди Любнан фи ахед, эль-Амир Фахр эд-Дин эль-Тани (Табаа Асад раскам уа Фуад Афрам эль-Бустани), Бейрут 1936; Paolo Carali (Bulus Qara’li). Fakhr ad-Din II principe del Libano, t. I–II. Roma, 1936; Adel Ismail. Histoire du Liban, du XVII-e siècle à nos jours, t. 1. —
Прим. ред.
(
обратно)
69
B 1613 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
70
До 1613 г. центром владений Маанов был Бааклин, селение, основанное Маанами в 1120 г. В 1613 г. эмир Юнес по приказу отбывшего в Италию Фахр эд-Дина перенес резиденцию в Дейр эль-Камар (Танус эш-Шидийак. Китаб ахбар аль-айан фи Джебель Любнан, С. 260). — Прим. рeд.
(
обратно)
71
Древний Панеас.
(
обратно)
72
Мы сохраняем этому городу арабское его нынешнее наименование Акка вместо общепринятого на Западе названия Акры, или Сен-Жан д’Акры, по воспоминаниям крестовых походов. Замечательно, что нынешнее арабское наименование Акки принадлежит самой глубокой древности и пережило данное этому городу греками имя Птолемаиды (см. Страбон, Кн. XVI, § 25).
(
обратно)
73
Сипахи — владельцы крупных военных ленов, обязанные по указу султана являться в ополчение с вооруженными всадниками, число которых зависело от доходности лена. Тимариоты — владельцы небольших военных ленов, тимаров. —
Прим. ред.
(
обратно)
74
Явление это особенно поражает взоры в Суре и в Бейруте. Известно, что Сур, древний Тир, был некогда островом. Александр Македонский плотиной присоединил его к материку, чтобы дать приступ. Плотина эта пересекла течение вод вдоль берега, и от происшедшего таким образом накопления песков образовался со временем наместо узкой плотины широкий перешеек, на котором песок заметно нарастает при продолжительных юго-западных ветрах и уже поднялся выше нынешней крепостной стены; порой [песок] даже через нее втекает в город. Жители собираются тогда с лопатами и с корзинами, чтобы отстоять свой город от этого страшного приступа, завещанного македонским завоевателем опальному городу.
В Бейруте самое образование берега, выступающего мысом далеко в море, причиняет то же явление. Пески покрыли уже всю южную полосу этого мыса на огромное пространство и глубоко погребли множество садов и плантаций и даже дома в два этажа; местоположение еще помнят старики. В восьмилетний период моего пребывания в Бейруте пески эти подвинулись вперед на десять с лишком сажен среди богатейших плантаций. Ничто вернее не изобразит врожденной беспечности азиата и азиатских правительств, как это совершенное равнодушие, с которым всяк взирает на неминуемую опасность, не принимая никаких мер для охранения своих поместий. Паши турецкие, в непосредственном управлении коих состоит ныне Бейрут, отнятый Портой от города, нисколько не думают пособить беде, а единственное средство есть насаждение елового леса по примеру гениального горца Фахр эд-Дина.
(
обратно)
75
В феврале 1635 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
76
Фахр эд-Дин II был казнен 13 апреля 1635 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
77
Сайдский пашалык был создан в 1660 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
78
Представители семьи Кепрюлю занимали пост великого везира (садр-азама) во второй половине XVII в. Они осуществили ряд мероприятий, направленных на укрепление государственного аппарата и армии, на урегулирование налоговой системы; боролись против сепаратизма пашей. —
Прим. ред.
(
обратно)
79
В 1662 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
80
Кейси и иемени сражались в эти годы дважды: в 1664 г. и в 1667 г.; Бейрутская битва имела место в 1667 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
81
В 1693 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
82
В 1694 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
83
Проф. Филипп К. Хитти приводит следующее генеалогическое древо эмиров Маанов:
(Ph. Hitti. Lebanon in history. London, 1957). —
Прим. ред.
(
обратно)
84
В Османской империи наследство престола принадлежит не сыну царствующего султана, но старшему в потомстве Османовом; а потому брат предшествует сыну или дядя — племяннику. Сему-то закону должно приписать братоубийства, коими наполнены серальские хроники. Впрочем, государственное право турок подчинено коренному правилу Востока касательно личного достоинства и способностей преемника. В сообщении, сделанном от Порты европейским посольствам, по смерти султана Махмуда о воцарении сына его Абдул Меджида объяснено, что султан взошел на отцовский престол по праву наследства и достоинства. В духовном законе, на котором основана юриспруденция мусульман, необходимы для халифа, кроме прав законного наследства, пять условий: он должен быть мусульманином, свободным, мужчиной, разумным, совершеннолетним.
(
обратно)
85
В 1700 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
86
В 1706 г. после смерти эмира Мансура Бешир I утвердил Омара ибн Абу Зейдана во владении округом Сафед. —
Прим. ред.
(
обратно)
87
В 1707 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
88
Около 1707 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
89
В 1710 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
90
Эмиры семьи Алам эд-Дин оставались в Дамаске с 1694 г., со времени, когда были разгромлены эмиром Ахмедом и феодальной группировкой кейси. —
Прим. ред.
(
обратно)
91
Битва при Айн-Даре произошла в 1711 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
92
Вольней ошибочно принял партии езбеки и джумблатов за те же древние партии кейси и иемени, о коих часто упомянуто. Иемени совершенно уничтожились на Ливане после Айндарской битвы. Они существуют еще по фамильным преданиям на Антиливане, в Хауране, в горах Халебских и в Палестине, но в уничижении. Нынешние ливанские партии произошли от умышленного раздробления кейси.
(
обратно)
93
Речь идет о широко распространенном у арабов ортокузенном браке (нахва). Эта форма брака, известная у древних евреев, преобладала у арабов уже в VI–VII вв. и сохраняется в племенах до настоящего времени. Попытка выяснить происхождение нахва содержится в статье: А. И. Першиц. Из истории патриархальных форм брака (нахва — ортокузенный брак у арабов). — «Краткие сообщения Института этнографии». Вып. XXIV. М., 1955. —
Прим. ред.
(
обратно)
94
В 1749 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
95
В 1754 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
96
Эмир Бешир II родился в 1768 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
97
В 1764 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
98
Мухаммед ибн Сауд; годы правления — 1747–1785, эмир Недждийского княжества с центром в Дарайе, признал учение Мухаммеда ибн Абд эль-Ваххаба (1703–1787) и сделал ваххабизм официальной религией княжества, под знаменем которой вел войны за присоединение аравийских территорий к своим владениям. —
Прим. ред.
(
обратно)
99
Вот опись того, что ваххабиты захватили в одном гробе Хусейна в Кербеле. Это было в апреле 1801 г.; здесь мы не следуем хронологическому порядку; известно, что смуты ваххабитов продолжались почти до наших времен.
Кругом гроба найдено двадцать сабель, осыпанных драгоценными камнями.
Одна жемчужина с голубиное яйцо.
Множество ваз, лампад и всякой посуды из серебра и золота.
Листовое золото, коим были обиты стены.
Много дорогих персидских ковров.
Пятьсот медных, золотом накладенных листов, изготовленных для обшивки купола. Товаров персидских и индийских в лавках без счета. (Это было в самый день праздника жертвоприношений, когда в Кербеле стекается множество народа на ярмарку.)
Четыре тысячи шалей кашмирских.
Две тысячи сабель.
Две тысячи пятьсот ружей.
Много невольниц, черных и абиссинок.
Около 6 тыс. испанских дублонов (в 21 руб. серебром).
750 тыс. червонцев голландских и венецианских.
160 тыс. червонцев турецких (в 5 руб. серебром).
60 тыс. туманов персидских (в 3 руб. серебром).
250 тыс. талеров.
4 тыс. pynuе́ (в 2 руб.).
Множество рубинов, изумрудов, жемчуга, всяких драгоценностей.
Грабеж: продолжался только восемь часов; уверяют, что арабы, умертвив в суматохе сторожа, который заведовал тайниками в храме, не успели дознаться этих тайников, где хранилось еще много сокровищ.
(
обратно)
100
Несчастье это было приписано интригам сераля. Кизляр-ага, начальник евнухов, сменил способного Эсад-пашу дамасского (из рода эль-Адем), чтобы дать его место одному из своих любимцев. Бедуины не уважили любимца. Еще хранится в Сирии предание о богатствах, расхищенных бедуинами в этом случае. Оно оригинально: бедуины нашли в своей добыче множество жемчуга, который по неведению был ими принят за рис. Стали варить из него пилав, но не было возможности его жевать; в недоумении обратились бедуины к дамасским купцам, посещающим обыкновенно лагери бедуинов для торговых дел. Купцы предложили выменять этот бесполезный рис на другой, из которого можно сварить отличную кашу, а по возвращении в Дамаск разделили между собой свою находку. Арабская хроника, в которую внесено это обстоятельство со множеством других гиперболических сказаний, присовокупляет, что с того времени потомство этих купцов в Дамаске именуется Дженауи, «жемчужниками».
(
обратно)
101
Кансу эль-Гури, мамлюкский султан (1500–1516), погиб в сражении с турецкими войсками Селима I при Мердж-Дабике 24 августа 1516 г. Его наместники: правитель Халеба Хаир-бек и правитель Дамаска Газали-бек, перешли на сторону султана Селима II. На сторону турок перешел и Фахр эд-Дин I Маан. —
Прим. ред.
(
обратно)
102
Сражение под Каиром произошло 22 января 1517 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
103
Султан Тума был повешен турками в апреле 1517 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
104
Следующий эпизод египетской войны Селима, заимствуемый нами из османской истории Гаммера, служит живейшей картиной нравов мамлюков и рыцарства восточного. В каирском сражении султан Туманбек с двумя мамлюками Алам — беем и Курд-беем поклялись умертвить Селима. Они ворвались к тому месту, где развевалось знамя османское. Великий везир Синан-паша, которого они приняли за султана, пал их жертвой. По взятии Каира и по умерщвлении свирепым победителем пленных мамлюков Курд-бей, получив от Селима священный залог амнистии, предстал к нему добровольно. Султан принял его, окруженный всем своим величием. «Знаменитый витязь, — сказал ему Селим, — что сталось ныне с твоей доблестью?» «Она со мной», — отвечал мамлюк. Султан с гневом спросил: «Как он дерзнул посягнуть на его жизнь?» Курд-бей стал говорить о правоте своего дела и превозносить храбрость мамлюков. Он рассказал, что некий магрибин (западный африканец) при султане Эшрефе в первый раз доставил в Египет из Венеции огнестрельное оружие, что и султан, и беки с презрением отвергли это изобретение, не свойственное храбрым последователям пророка, завещавшего своему народу лишь лук да саблю, что магрибин предсказал тогда погибель Египетского царства от ядер и от пуль, и вот сбылось пророчество, ибо судьбой так было предопределено, ибо всякому началу есть конец и жизнь царства измерена. Султан, избалованный счастьем, оскорбился философией мамлюка. «Я не пленником предстал пред тебя и не боюсь твоего гнева, — сказал Курд-бей, — вот тот Коран, что ты прислал мне в залог твоего слова». Затем негодование его излилось на бывшего тут Хаир-бека; он стал советовать султану казнить этого изменщика, чтобы не идти с ним в ад. «Я хотел тебя миловать, — вскричал Селим, выведенный из терпенья, — и возвеличить тебя между моими беками, но кто предстает пред султана без страха, тому нет милосердия!» «Да сохранит меня Аллах, чтобы я принадлежал к твоим», — отвечал бесстрашный Курд-бей. Султан в исступлении позвал палачей. Под их саблей мамлюк сказал еще Хаир-беку: «Изменник, представь кровавую мою голову жене твоей да будешь награжден изменой в твоем гареме».
(
обратно)
105
В Сирии одно только семейство беков ведет свой род от мамлюков, и то в гористом Набулусе, которого климат мог благоприятствовать детям Кавказа. В путешествии моем по Египту я видел двух или трех престарелых мамлюков, спасшихся от побиения всей их милиции Мухаммедом Али-пашой. Когда я справлялся о том, что сталось с детьми мамлюков, туземцы мне объяснили, что дети их всегда умирали в колыбели.
(
обратно)
106
Эмup хаджи — звание, которым был облечен предводитель каравана мусульманских паломников. Такие караваны ежегодно следовали в период хаджа в Мекку из Египта и Сирии.
(
обратно)
107
Абу Дахаб — отец золота; это прозвище было ему дано по тому поводу, что при пожаловании его санджаком он роздал мамлюкам своего господина не серебряные монеты, как был обычай, но золотые. Арабы имеют обыкновение давать подобные прозвища по моральным и материальным свойствам каждого. Кто отличается носом, бородой или горбом, того называют отцом носа, бороды, горба. Последний из Шихабов на Ливане, эмир Бешир аль-Касем, был прозван в народе отцом муки, Абу Тхын, потому что он завел мельницы в своих поместьях.
(
обратно)
108
В 1768 г. —
Прим. ред.
(
обратно)
109
Об этом упоминается в современном путешествии Покока.
(
обратно)
110
Базили допускает неточность: Белый мыс (по-арабски Рас эль-Абьяд) и Рас эн-Накура (у Базили — Раз эль-Нахора) — два мыса; Рас эль-Абьяд расположен несколько севернее Рас эн-Накура. —
Прим. ред.
(
обратно)