• Zero tolerance mode in effect!

Иудаизм и еврейская философия

Борик, а можно и я вопрос?
Что говорят умные книги о тех, кто соблюдает лишь малую часть указаний?
Например, постится в Йом Киппур, но не ходит в по праздникам в Синагогу, или скажем не есть свинины и не смешивает мясное с молочным но и не проверяет особо кошерности продуктов. Или много раз виденное мной в Израиле - идет в Синагогу вечером Субботы, молится, поет, но потом смотрит ТВ или, скажем, говорит по мобилке.
Просто я слышал на эту тему 2 мнения, одно "или все или ничего", этакое не готов делать все или хотя-бы большую части - иди нахер со своими "подачками Богу", а второе мнение обратное, этакое символичное "с паршивой овцы хоть шерсти клок" или если угодно "каждая мелочь идет в положительный балланс твоей души". Оба мнение звчали без ссылки на какой либо серьезный источник.
 
Наша компания в основном на русском разговаривает ,и ряхи у нас довольно красные и казанские . Моя вообще, лишний раз в синагоге показать стыдно-прямой нос, волевой подбородок, и орлиный взор. Короче,внешне-возле явреев и рядом ни стояли. (многие офицеры называют нас "совьетим","цава адом" или "цава бэтох цава"]:))
Но! Дивизионный и батальонный раввины-оба не чаят в нас души-довольно радушно приглашают нас на шаббатние ужины в свои муцавим, зажигать ханукальные свечи, подсказываю как правильно читать брахот, и т.д. Включая всех датишны командиров и замкомандиров рот, сержантов и простых хапашей. В моём батальоне датишных больше чем хилоним. В общем,поощряют любое желание
немного приобщиться к традициям, и главное-им совершенно не мешает в свободное время вести с нами дискуссии есть бог,или нет.
 
Наша компания в основном на русском разговаривает ,и ряхи у нас довольно красные и казанские . Моя вообще, лишний раз в синагоге показать стыдно-прямой нос, волевой подбородок, и орлиный взор. Короче,внешне-возле явреев и рядом ни стояли. (многие офицеры называют нас "совьетим","цава адом" или "цава бэтох цава"]:))
Но! Дивизионный и батальонный раввины-оба не чаят в нас души-довольно радушно приглашают нас на шаббатние ужины в свои муцавим, зажигать ханукальные свечи, подсказываю как правильно читать брахот, и т.д. Включая всех датишны командиров и замкомандиров рот, сержантов и простых хапашей. В моём батальоне датишных больше чем хилоним. В общем,поощряют любое желание
немного приобщиться к традициям, и главное-им совершенно не мешает в свободное время вести с нами дискуссии есть бог,или нет.

Так это мицва, Вы же если не иудеи по Галахе, все равно семя Израилево и нужно приближать к народу. Они бы вряд ли так поощеряли желание друзов или бедуинов)
 
Борик, а можно и я вопрос?
Что говорят умные книги о тех, кто соблюдает лишь малую часть указаний?
Например, постится в Йом Киппур, но не ходит в по праздникам в Синагогу, или скажем не есть свинины и не смешивает мясное с молочным но и не проверяет особо кошерности продуктов. Или много раз виденное мной в Израиле - идет в Синагогу вечером Субботы, молится, поет, но потом смотрит ТВ или, скажем, говорит по мобилке.
Просто я слышал на эту тему 2 мнения, одно "или все или ничего", этакое не готов делать все или хотя-бы большую части - иди нахер со своими "подачками Богу", а второе мнение обратное, этакое символичное "с паршивой овцы хоть шерсти клок" или если угодно "каждая мелочь идет в положительный балланс твоей души". Оба мнение звчали без ссылки на какой либо серьезный источник.

Тех, кто соблюдает все заповеди на 100% не бывает. Уже хотябы по техническим причинам (большинство из 613 заповедей так или иначе связаны с Храмом). Тех, кто не соблюдает вообще ни одной тоже нет (или почти нет). И тоже по техническим причинам (хотябы запрет на убийство, но соблюдают обычно). 99.99% населения где-то между этими полюсами.


Хорошо, если человек соблюдает много заповедей. Ещё лучше, если он делает это искренне и с любовью к Всевышнему и к людям. Чем лучше это получается у человека, тем он праведнее. От этого выигрывают все.

Относиться к тем, кто соблюдает меньше тебя нужно тоже с уважением и с любовью. И есть даже для этого специальная заповедь: "Возлюби ближнего своего, как самого себя. Я Господь."

Тут важно понимать, что в конечном итоге, мы все работаем в одну "копилку".
 
Приведу ещё один практический пример из своей жизни. Он будет немного, как бы это сказать, не совсем корректный, но всё же.

Иудаизм меня, например, довольно жёстко приучил к гигиене после посещения туалета. Уж простите, что поднимаю эту тему, но, хоть родители мне объясняли важность мытья рук после уборной, даже после по-маленькому, прижиться эта норма в той жизни не смогла.

Дело в том, что в нашем школьном сортире вообще не было умывальников. Общественный толчок с дырками в полу, где гигена выражалась периодической химической атакой хлоркой, от которой слезились глаза и хотелось кашлять. А умывальники были на другом этаже возле столовой. В студенческой общаге ММИ сортиры тоже были без умывальников. Точнее, умывальники были в помещении напротив и я не припомню, чтобы после сортира кто-то шёл мыть руки.

А начав соблюдать заповеди (уже в Израиле), я уяснил весьма строгие правила. После посещения уборной (по-большому или по-малому), следует совершить ритуальное омовение рук. Причём, руки должны быть для этого чистыми. На практике, сначала моют руки обычным способом, а потом омывают посредством специального сосуда. После этого, выйдя из туалета, следует прочитать специальное благословение.
Как бы там ни было, но эта заповедь "надрессировала" меня так, что я теперь не могу не мыть руки после уборной. Если по какой-то причине было так, что в кране не было воды, я шёл туда, где она есть.

Простите за пример, но это как раз тот случай, когда практическая (бытовая) польза заповеди оказалась для меня очень важной и более сильной, нежели многолетние совковые школьные привычки. Я уже не могу иначе и слава Богу! :)
На самом деле, если вспомнить время Моше, гигиена была очень важна. Побеждали, в том числе, религии, соблюдающие гигиену. Надо было выжить в условиях, когда болезни выкашивали большую часть населения.
Иудаизм помогал в этом вопросе просто выжить. И во времена Моше, и в средние века......
 
На самом деле, если вспомнить время Моше, гигиена была очень важна. Побеждали, в том числе, религии, соблюдающие гигиену. Надо было выжить в условиях, когда болезни выкашивали большую часть населения.
Иудаизм помогал в этом вопросе просто выжить. И во времена Моше, и в средние века......

Бог плохого не завещает. :)
 
по тем временам там было весьма продвинутое руководство по эпидемиологии и гигиене. я имею в виду все, что касается тогдашней канализации, а точнее ее отсутствия, и указания делать свои дела за пределами лагеря, закапывать, мыться после. кроме этого дифдиагностика и изоляция прокаженных и т.п.
 
Есть разные этапы на пути совершенствования. Можно стать праведником. Это очень высокий уровень, но и он имеет внутренние подуровни. Следующий за праведником уровень - это пророк. Внутри него тоже есть разные уровни. Праведник - это высшая ступень человека. Пророк - это уже как бы другая ступень духовной эволюции. Но и она не последняя. Что начинается дальше - писать не буду, чтобы не открывать ящик Пандоры. :) Но суть в том, что есть куда работать. Есть "во что эволюционировать". :)
Ну с праведниками вобщем-то более или менее понятно. А разве были люди, по собственной воле "эволюционировавшие" до уровня "Пророк"?
Насколько я помню - все действовавшие пророки были подняты на эту ступень не собственной волей и активно от этой роли отказывлись.
Оно и понятно - кому хочется работать "понижающим трансформатором", когда тупые низковольтные нифига не воспринимают в то-время, как от плотного общения с Высшим Существом "горят предохранители" :)

В Талмуде есть места, где мудрецы обсуждают этот момент и один из них говорит, что не хотел бы он дожить до этого, настолько это будет болезненно и страшно.
Но это фазовый переход человечества. И его не избежать. Души тех, кто не выдержат перехода, Всевышний уберёт (те, про кого сказанно, что у них нет доли в Грядущем Мире).
А на какие индикации данного события указывает Талмуд?
 
по тем временам там было весьма продвинутое руководство по эпидемиологии и гигиене. я имею в виду все, что касается тогдашней канализации, а точнее ее отсутствия, и указания делать свои дела за пределами лагеря, закапывать, мыться после. кроме этого дифдиагностика и изоляция прокаженных и т.п.
Шумеро-аккадская и Египетская культуры в этом плане были на недосягаемой высоте даже тысячелетия спустя. В Уре Халдейском, если не ошибаюсь, была написана первая из известных книг по медицинской диагностике. 4 тысячи лет назад... :)
 
....................
Касательно рава Шерки, я менее осведомлён. Потому что не был приближен к р.Шерки. ..................
Несколько переводов, не заменяющих общения, но.......
....................
.

ПИНХАС ПОЛОНСКИЙ: «Я не хожу к раввинам за указаниями о том, как мне жить»
Последние десять лет я много общаюсь с равом Ури Шерки – это потрясающий раввин, я думаю, что один из самых важных сегодня в Израиле. Его комментарии к Торе являются основой моей книги «Библейская динамика», а на его лекциях построена моя книга «Израиль и человечество»
 
Пинхас Полонский - интересный и эрудированный персонаж. В 2000 году в ариэльском колледже (сейчас это университет) он организовал общий курс "Наука и религия", который проводил бодро и с огоньком. Естественно, представлял религиозную точку зрения на научно-религиозные отношения. Сколько мы копий тогда сломали в дисскуссиях...
 
Шумеро-аккадская и Египетская культуры в этом плане были на недосягаемой высоте даже тысячелетия спустя.
Тора не была бы Книгой, если бы весь её смысл сводился бы к медицинским, социальным, или бытовым проблемам. В конце концов, есть специальная литература, посвящённая этим вопросам. На самом деле, совсем неважно – изобрели евреи колесо, или позаимствовали.
Тора сыграла роль "тревожного чемоданчика", помогая выжить как отдельному человеку, так и всему народу Израиля. В ней компактно поместились: язык народа, его общая история, культура, традиции, идеология/религия, национальный эпос. Благодаря ей сохранился культурный код народа. То есть, сохранилось то, что является основной характеристикой таких понятий как "этнос"/"народ". ИМХО.
 
Ури Шерки
Оntario14
Ури Амос Шерки: "На одной ноге". Перевод и примечания Онтарио14
Вера, делающая еврея Богом, умершим на кресте, начинается с "двойного сознания": с одной стороны признается, что Израиль — источник Веры, с другой — явные языческие мотивы. Яков боялся, что египтяне превратят его мертвое тело в идола, поэтому приказал похоронить его в Хевроне.

Что такое «Эрец-Исраэль»?
Территория ли это? Метафизическое образование? Нет.
В книге Берешит Бог 7 раз заключает союз с Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Союзы эти не касаются Торы, соблюдения заповедей, тикун-олам и т.д., но касаются только Эрец-Исраэль. Эрец-Исраэль дана евреям ДО Торы. Нация («ума») без территории — не совсем нация. Если Бог дает Тору нации, то нация должна быть полноценной, т.е. имеющей национальную и территориальную составляющие.
Полноценный человек — это женатый (замужний) человек. Муж — жена, мужчина — женщина, вместе составляют полноценного человека. Человек («адам») — земля («адама»), вместе составляют образование, где проявляется Слово Божье в виде Торы, на Земле Израиля (Эрец-Исраэль) посредством евреев для всего мира.
Таким образом, если мы хотим исполнить наши обязанности по отношению к Человечеству, мы ОБЯЗАНЫ быть в Эрец-Исраэль. Все время, пока мы не на своей земле, все время, пока мы не владеем всей своей землей, мы заняты собой. Как может человек заниматься другими, если занят собой?
Аврааму тоже было сказано: «Лех-леха»(«Иди себе… в Страну, которую укажу тебе»), и этим «станешь народом великим» (нацией) «и благословляться тобою будут все народы земли».
Т.е., наша обязанность по отношению к Человечеству — прежде всего быть самими собой, чтобы Слово Божье было слышно из Сиона и Иерусалима. Мы вернулись сюда, но еще не все части Эрец-Исраэль находятся в нашей власти. Каждая часть Страны является отдельным аспектом в отношении нашего народа — галилеянин не похож на жителей Иудеи или Негева, Ливана, Синая и Заиорданья и т.д. Все эти части нашей Родины создают в душе народа специфический компонент. Как Народ Израиля составлен из 12 колен, так он составлен из 12 участков Эрец-Исраэль.
Как сказал Всевышний Ицхаку: «…и дам Я потомству твоему все эти земли…»[14]. Что это за «земли»? Разные части Страны Израиля. Если мы сидим только в Прибрежной низменности (Шфела), то можно сказать, что мы — европейцы, ищущие и нашедшие убежище от других европейцев. Если мы сидим в горах, то мы — потомки тех, кто сидели на этих горах во времена ТАНАХа, события которого происходили главным образом в горах Иудеи и Самарии. Наше нахождение в горах — это выражение нашей верности ТАНАХу. Наша национальная самоидентификация определена связью с общностью всех этих частей Страны. Не только могилы праведников, не только пляж, не только религия, не только космополитизм и не только национализм. Все это компоненты вместе — составляют Израильскую Нацию.
 
Последнее редактирование:
Смыслы Торы
Часть 2
Ури Шерки
Оntario14
Ури Амос Шерки: "На одной ноге". Перевод и примечания Онтарио14
С одной стороны, можно сказать, что в скромности заключается частица лжи — человек скрывает свои достоинства, с другой — в гордости есть частица правды — человек знает и сообщает о своих достоинствах. Но если человек ТОЧНО ЗНАЕТ о своих качествах и способностях — он должен быть скромным, ибо он знает, что все качества и способности идут от Святого, благословен Он.

Однажды, когда я служил в армии, ко мне подошел мой командир отделения. Я был на посту, время — 4 утра.

— Шерки, я хотел с тобой поговорить… Ты знаешь, я не верю в Бога.
— Командир, ты сможешь это доказать?
— Доказать что?
— Что ты не веришь.
— Я должен это доказать?
— Давай определим что такое «Бог» и посмотрим…

Мы углубились в философию и в конце-концов выяснили, что он не верит в примитивные рисунки, изображающие Бога. И тут его потряс следующий вывод — он верит в Бога. Наступил так называемый «кризис ереси»:)
 
@bobrik
Я это. Из соседней темы перекочевал. Слушайте, а как у нас состояли дела с "харедим" в Египте, и после разрушения Второго Храма. С ээээ... исторической точки зрения. Можно найти какие то конфликты в обществе,аналогичные современному, у нас? Мне известно об этом только в самых общих чертах.
 
Да хватит. Еще раз. Приведи пример хоть одной еврейской диаспоры , где религиозные евреи, а других просто не было, сидели на шее соплеменников. И революцию, погромы и т/д переживали все евреи вместе. И те кто усердно молился и те для кого зайти в синагогу на праздник было высщим проявлением религиозности. Так что не надо нам сказок. У меня тоже семейное дерево до середины 19 века имеется. И пару дореволюционных фотографий с маминой стороны сохранилось. Вот там такие религиозные евреи, что им и Меа-Шеарим не стыдно зайти. И ничего. Пахали как папы Карло. Подняли 9 детей. И 6 из них прошли войну.
P.S. что такое Пейсах и Ханука я узнал еще когда под стол пешком ходил.

Повторюсь:

Немного оффтопа.
Возможно, как раз в Израиле, "ортодоксы" и ушли от религиозной традиции. Когда изучение ТОРЫ у большинства сопрягалось с другой работой, дававшей заработок. В диаспоре только лучшим предоставлялась возможность изучать ТОРУ "в отрыве от производства".
................... ТРАДИЦИЯ.
Был сто лет назад такой субботник Бондарев, переписку с Львом Толстым имел. Он как-то отметил:

Идеалом человека, по Талмуду, является гармоническое развитие личности: каждый должен изучать какое-нибудь ремесло. Человек должен заниматься физическим трудом, досуг посвящая развитию своих интеллектуальных сил. То и другое, соединенное вместе, составляет идеал, к которому должен стремиться каждый в своей кратковременной жизни: "Прекрасно изучение закона вместе со светскими занятиями, ибо труд только в этом двояком направлении заставляет забыть о грехе. Одна ученость, не соединенная с ремеслом, под конец оказывается несостоятельной и ведет к преступлению" (Авот 2:2) 73.
Величайшие талмудисты, имена которых пользуются заслуженной славой, занимались трудовой деятельностью и весьма тяжелой, "лишь бы добыть средства к жизни трудом своих рук, а не барствовать, жить трудом других ". Эти слова кажутся дословной цитатой из книги Бондарева. Перечислим наиболее известных талмудистов, владевших не только словом, но и делом. Как известно, великий Гилель был дровосеком, а его оппонент Шамай – плотником. Абба Хилькия – чернорабочим, землекопом, раби Йоханан, ученик раби Акивы – сапожником, посему его прозывали – раби Йоханан-ха-сандлар (делавший сандалии); раби Йосе бен Халафта – кожевником. Ему принадлежат дивные слова: "Кто нетерпеливо ждет Мессии, не имеет доли в будущем мире". Раби Ицхак был кузнецом, Абба Умна – хирург, лекарь, образец еврейского благочестия и бескорыстия, он стеснялся брать плату за свои труды. Раби Абба бар Земина аморай IV в. – был портным;
Бар Ада – пастухом, Абба Гошеа добывал пропитание стиркой белья. Раби Йегошуа, товарищ великого раби Эльазара – был угольщиком, раби Йосеф – мельником, рав Шешет – лесопилыциком, рав Нехемья – горшечником; раби Йегошуа бен Хананья изготовлял иглы и был кузнецом. Таннай II в. Йегуда бен Илай, говоривший, что не обучающий сына ремеслу толкает его на преступления, сам в течение многих лет был бондарем. Знаменитый законоучитель Шимон бен Лакиш (иначе: Реш Лакиш, около 200-275) в молодости был циркачом (гладиатором) и в своих агадах он часто употреблял выражения, заимствованные из артистической среды.
 
  • Like
Реакции: Mike
@bobrik
Я это. Из соседней темы перекочевал. Слушайте, а как у нас состояли дела с "харедим" в Египте, и после разрушения Второго Храма. С ээээ... исторической точки зрения. Можно найти какие то конфликты в обществе,аналогичные современному, у нас? Мне известно об этом только в самых общих чертах.
Дык... эээ... В Древнем Египте было очень честно устроено с точки зрения проф.занятости :)
Вот изображение, где группа Египетских "Харедим" осваивает светские профессии:

1550211660265.png

Что-же до "конфликтов" после разрушения Второго Храма...
После разрушения Второго Храма на протяжении нескольких столетий происходили как небольшие, так и многочисленные, совершенно адские по накалу страстей восстания с участием евреев многочисленных диаспор Египта, Киренаики, Месопотамии, Ливии и т.п.. (Восстание Бар-Кохвы - одно из звеньев этих событий)
Погибли сотни тысяч человек. Никаких "Харедим" не было и быть не могло - раввинистической литературой и философией занимались единицы, а центры религиозного знания были малочислены. Они все известны и великих философов (раввинов) можно пересчитать поимённо.
Оно и понятно - можете себе представить ситуацию, при которой в какой-нибудь Древней Греции существует движение философской школы - "зевсобоязненных", которые вместо добывания пропитания, живут на милостыню и занимаются коллективным изучением "Иллиады" и "Одиссеи"? :)

Знаменитый законоучитель Шимон бен Лакиш (иначе: Реш Лакиш, около 200-275) в молодости был циркачом (гладиатором) и в своих агадах он часто употреблял выражения, заимствованные из артистической среды.
О! Я очень живо себе представляю изощрённый, полный ёмкими идеоматическими выражениями, язык Гладиаторов... :)
Очень интересно, какие-же такие "выражения из артистической среды" он употреблял? :)
1550212918860.png
- "С@ка, %$&чий Лев, брысь, скотина! У@&у н@#$й!"
 
Рабан Гамлиэль, бен Иеhуда hа-Наси, говорит: ученость, не соединенная с ремеслом, несостоятельна и ведет к пороку.

«кто владеет каким-нибудь ремеслом, того можно уподобить винограднику, защищенному извне оградою, или каналу, обведенному валом; наоборот, не владеющий никаким ремеслом подобен винограднику, незащищенному оградою, или каналу, не обнесенному валом».
Р. Йеhошуа говорил: достаточно прочесть два галахот9 утром и два вечером, а целый день заниматься работою, за что человек удостоится такого же воздаяния, как если бы выполнил всю Тору.
Р. Хаия от имени Улы говорит: человек, питающийся собственным трудом, выше богобоязливого. О человеке богобоязливом говорит св. Писание (Псал. 112, 1): «Блажен муж, боящийся Бога», о человеке же, живущем ручным трудом, говорит оно (там же, 128, 1): «Если ты питаешься трудом рук своих, блажен ты и благо тебе»,— блажен ты в сем мире, благо тебе в мире будущем.
«Нет хлеба — нет Торы» (Авот, 3, 24)
...............................

И тд
 
@bobrik
Я это. Из соседней темы перекочевал. Слушайте, а как у нас состояли дела с "харедим" в Египте, и после разрушения Второго Храма. С ээээ... исторической точки зрения. Можно найти какие то конфликты в обществе,аналогичные современному, у нас? Мне известно об этом только в самых общих чертах.

Шавуа тов!
К сожалению, в последнее время категорически нет свободного времени на форум. Может, к концу недели разгребусь и постараюсь по мере сил и знаний ответить на ваши вопросы, если будет ещё редевантно.
 
Назад
Сверху Снизу