Израильские РСЗО - LAR-160, MAR-290, MAR-350 и др.

#1
... Это была совместная разработка КБ Инженерно-Технических Войск (Иехидат Питуах Хейль Химуш) и КБ Инженерно-Саперных Войск (Ифтах -Йехидат Питуах Хейль Хандаса - они разработали в свое время Гешер
Глилим, ракету Зеев, Аватиах и т.д.) ...
Понимаю, что гнусный офтопик - но все-таки, что это за зверь - Аватиах :rolleyes: ?
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
#5
В рамках вышеупомянутого обсуждения напечатана интереснейшая вещь:

גם ה-LAR-160 וגם "אשל הירדן" , לא היו בשימוש צה"ל .
Иврит несколько исказился. А перевод такой: и LAR-160, и "Эшель hа-Йарден" (ивритское название для MAR-290) на базе "Шот" не состояли на вооружении АОИ.

Про LAR-160 - дело известное, а вот насчёт MAR-290 - это новость. Причём gm4450 можно верить: как я писал на другой теме, под этим ником по-видимому скрывается Михаэль Мас, куратор выставки брт техники в Латруне.

Ещё одна интересная вещь: два фото, выставленные Йосифуном.

Первая - ещё одно фото MAR-290. Фото достаточно известное - в 80- г.г. именно его публиковали в "Красной звезде" и ЗВО.

А вот второе фото - это по-видимому ПУ LAR-160/MAR-350 на базе аргентинского танка TAM.

http://www.israeli-weapons.com/weapons/vehicles/self_propelled_artillery/mar-350/MAR-350.html
 
#6
Это явно шасси ТАМ (то-то я думал, что за фигня?), но на нем не ПУ (у тех башни явно другие), а 160-мм миномет.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
#7
Да нет. Это ПУ без самих контейнеров. Труба в центре - часть подъёмного механизма. (160) относится к калибру LAR-160 (насчёт MAR-350 надо проверить, приняли ли аргентинцы его на вооружение; скорее всего - нет).
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
#8
Вот такая новость:

http://www.fresh.co.il/dcforum/Army/11465.html

ИМИ разрабатывает НУР "Экстра" калибра 300 мм с дальностью стрельбы 150 км, длина - около 4 м, БЧ - 120 кг, точность - 40 метров (для НУР на такую дальность - совсем не плохо).
 
#9
Гм ... Наверняка будет стоять какая - то система корректировки траектории ( GPS там какой - нибудь ... :cool: ), а значит НУР её уже назвать никак нельзя . o_O
 

Цефа

Администратор
Команда форума
#11
Я хочу проверить следующую информацию насчет MAR-290

1. Старая версия на шасси Шермана называлась "Эпископи", и была на вооружении ЦАХАЛа по крайней мере до 82-го года, когда она использвалась против сирийцев.

2. Новая версия на шасси Центуриона называлась "Эшель а Ярден", и на вооружении ЦАХАЛа _не_ состояла (это было уже подверждено на Фреше).

3. Противопехотная ракета для это системы с кассетной БЧ имеет дальность 22км и называется "Хавив" (хорошее название : ) )

4. Ракета с ОФ БЧ имеет дальность 40км, поступила на вооружение в 73-м году, и называется "Иври".
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
#12
1. Старая версия на шасси Шермана называлась "Эпископи", и была на вооружении ЦАХАЛа по крайней мере до 82-го года, когда она использвалась против сирийцев.
Да.

2. Новая версия на шасси Центуриона называлась "Эшель а Ярден", и на вооружении ЦАХАЛа _не_ состояла (это было уже подверждено на Фреше).
Да.

3. Противопехотная ракета для это системы с кассетной БЧ имеет дальность 22 км и называется "Хавив"
Да, только дальность - 23 км. Двигатель такой же, как на "Иври". Длина 5.5 м, вес 660 кг, БЧ включает 1064 суб-боепприпасов "Агальгаль" (шариковые как в CBU-52 - ? - не знаю; во всяком случае американские называли "мицрар ляван", но их нельзя было использовать на ракетах из-за американских ограничений, тогда и разработали свой, т.н. "мицрар шахор"). Взрыватель Но.290. Площадь поражения - 500х500 м. Общая эффективность 1 ракеты сравнима с 13 155-мм кассетными снарядами. После закрытия проекта "Эшель а-Ярден" для пуска этих ракет использовали "Эпископи".

4. Ракета с ОФ БЧ имеет дальность 40км, поступила на вооружение в 73-м году, и называется "Иври".
Да. Ракета - "Иври-1". Ракета имела калибр 290 мм, вес 363 кг длину 4.3 м, БЧ - осколочная ("рисус мевукар") - 38 кг ВВ, 42,000 металлических шариков, запресованных в эпоксидную смолу. Общий вес БЧ - 113 кг. Дальность - 42 км. Зона тотального поражения - 80 м. Взрыватель - DM-31.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
#13
Не РСЗО, но тем не менее ракетное оружие, использовавшееся инженерными войсками, а возможно и артиллерией.

Напомню, Гилад писал в теме "ПТУР":

... Это была совместная разработка КБ Инженерно-Технических Войск (Иехидат Питуах Хейль Химуш) и КБ Инженерно-Саперных Войск (Ифтах -Йехидат Питуах Хейль Хандаса - они разработали в свое время Гешер Глилим, ракету Зеев, Аватиах и т.д.) .
Так что же такое "Аватиах" ("Арбуз" на иврите)?

Ответ мы находим здесь:

http://www.fresh.co.il/vBulletin/showthread.php?t=27197

"Аватиах" (фото по ссылке сверху) представлял собой осколочную (с внешней насечкой) "гранату" (вес ВВ - 4 кг) с ракетным двигателем от гранаты 82-мм РПГ "Супер Базука" (фото по ссылке внизу). Гранату устанавливали на подставке, направленной в предпологаемое направление появления цели. Воспламенение - с помощью электрокабеля длиной 10 м. Дальность пуска - свыше 150 м.

Подобно минам направленного действия, "Аватих" предназначался для обороны позиций, например позиций в Иерусалиме до войны 1967 г. (там "Аватиах" и был применён во время войны 1967 г., что описано в книге Михаэля Орена "Шиша йамим шель мильхама" ("6 дней войны"), стр. 233; там это оружие имеет кодовое обозначение "Ламед").

Использовались для обороны ОП на Синае во время Войны на истощение. В 1973-1982 г.г. не использовались. После 1982 г. использовались для обороны ОП АОИ в Ливане. Более того, бойцы носили их в засады в Ливане. С конца 80-х г.г. не используются.

Участник под ником Таль53 утверждает, что то, что использовали в 1967 г. в Иерусалиме, был не "Аватиах", а фугасы, тем более что расстояние от израильских до иорданских позиций составляло всего несколько метров.

Участник под ником MIH утверждает, что "Ламед" - это кумулятивные (тут он не уверен) гранаты, напоминающие по форме 82-мм, но гораздо (в 3-4 раза) больше, заранее размещённые в направлении Иоданских позиций. Часть из них была применена в войне 1967 г. Т.е. по-сути опять возврат к "Аватиах".

И в конце темы участник под ником "Ливни", который ранее описывал "Аватиах", как это приведено в начале поста, утверждает, что после выяснений он узнал, что "Ламед" представлял собой тандемный заряд - кумулятивный + фугасный - плюс двигатель от гранаты РПГ "Супер Базука".

Впрочем, вполне возможно, что в Иерусалиме в 1967 г. использовали сразу несколько видов оружия - и "Аватиах", и фугасы, и "Ламед".

*************

Кстати, ракеты "Зеев" также были созданы ещё до войны 1967 г., хотя скорее всего тогда не использовались. После войны 1967 г. появились их новые модификации, с двигателем от советских 240-мм ракет (таких как на РСЗО БМ-24 - они стояли на вооружении, а сами ракеты выпускались на ИМИ).

"Зеев" использовалась в войне на Истощение, в 1982 г. и в 90-е г.г. в Ливане, в 1973 г. их должны были применить против Суэца в случае возобновления боёв, вместе с БМ-24.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
#16
Ракеты "Зеев". Тут есть пара интересных фото, лично я их ранее не видел: буксируемая ПУ для 4 ракет и пуск ракеты по Бейруту в 1982 г.:

http://www.fresh.co.il/vBulletin/showthread.php?t=55051
 
#17
Здесь: http://www.fresh.co.il/vBulletin/showthread.php?t=94171 в одном из постингов ссылка на doc-файл с информацией по MAR-290: http://uploaded.fresh.co.il/2006/11/24/70257454.doc .
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
#18
Здесь: http://www.fresh.co.il/vBulletin/showthread.php?t=94171 в одном из постингов ссылка на doc-файл с информацией по MAR-290: http://uploaded.fresh.co.il/2006/11/24/70257454.doc .
Несколько лет назад эта инфа была в журнале "Тамид Тотхан". Я из него тут цитировал - мой пост за 17 Jan 2005.

Хотя возможно использовались и другие источники.

Есть там и ошибки.

Например, что на 1973 г. - это единственная артиллерийская ракета на Западе. Всё же на Западе такие ракеты были ещё в годы 2МВ, не говоря уже о более ранней истории.

Или сказано, что ПУ - на базе "Шерман" М-50 с широкими гусеницами, но с пружинами от узкой подвески. На фото видно, что гусеницы широкие, корпус сварной, а не литой (т.е. М-50, а не М-51), но и подвеска обычная, как у всех "Шерманов" Е8.
 
#19
Да, я обратил внимание на эти два момента. Согласен, что подвеска выглядит как обычная HVSS с обычными пружинами.

Всё-таки хочу уточнить ещё раз. Правильно ли я понимаю, что "Иври" - это название ракеты, а не название ПУ ? Во многих источниках, включая вашу статью ( http://www.waronline.org/IDF/Articles/artillery.htm#mlrs ), так называется именно ПУ. Название "Эпископи" для ПУ на базе Шермана и "Эшель а-Ярден" для ПУ на базе Центуриона - это заводские, армейские или ещё какие-либо обзначения ? И кстати, довольно часто попадающийся калибр 280 мм - это просто ошибка или имеет под собой какие-то основания ? Статью в том файле можно понять так, что в процессе разработки калибр сменился с 280 на 290... хотя может я что-то не так истолковал...

И не помните ли вы случайно номер журнала, название/автора статьи ?

Прошу прошения, если задаю слишком много слишком каверзных вопросов.
 
#20
Вот такая новость:

http://www.fresh.co.il/dcforum/Army/11465.html

ИМИ разрабатывает НУР "Экстра" калибра 300 мм с дальностью стрельбы 150 км, длина - около 4 м, БЧ - 120 кг, точность - 40 метров (для НУР на такую дальность - совсем не плохо).
Интересно. Сравним со "Смерчем": калибр тот же: 300 мм, длина 7.6 м, дальность - 90 км, масса БЧ - 280 кг, точность - 150 м.

Т.о. "Экстра" на 66% дальше, точней, но БЧ в 2.3 раза меньше. Бесплатных обедов не бывает. Длина 4 м скорее всего ошибка.

Вопрос, чего они этими ракетами собираются обстреливать - какие нибудь базы за Дамаском?

Гм ... Наверняка будет стоять какая - то система корректировки траектории ( GPS там какой - нибудь ... :cool: ), а значит НУР её уже назвать никак нельзя . o_O
"Смерч" тоже корректируется. Дальше 30-40 км без корриктеровки стрелять не имеет смысла.