Ой, как все смешано...
Оценка творчества, личностное отношение, отношение к отношению к АБС "культурной интеллигенции".
Еще и барды, до кучи. Давай попробуем раздельно обсудить? - иначе, все сведется к банальному "нра - не нра".
Давай с бардов начнем и покончим, чтобы не возвпращаться к ним снова.
Мне казалось, что к концу 70х годов феномен "бардовской песни" изжил себя - следующее десятиление, подавляющее большинство "слетов" КСП, сводились к потреблению безумного количества водки, на природе (в перерывах между тостами - песня). Возможно, я ошибусь, но скажу, что с начала 80х годов не было написано ни одного произведения, стоящего в одном ряду с творчеством 60-70х.
Да и, "социальный состав" КСПшников был отнюдь не только "интеллигентским" - и "молодых" и не очень рабочих было предостаточно - хорошо это помню, дружил в ту пору с девочкой-КСПшницей. Может быть, где то было иначе, спорить не стану - но, что видел своими глазами - было так.
Теперь об "обязательной программе допуска".
Понимаешь - в ту пору, разные социальные группы, имели свой "культурный код". Для "интеллехенции" это были АБС, для работников советской торговли - Дрюон, аппаратчики среднего звена "сидели" на детективах Семенова и Вайнеров. Рабочий класс и колхозное крестьянство, преимущественно, читали надписи на этикетках спиртного. "Золотая молодежь" не читала ничего, она слушала импортный винил.
Это было хорошо или плохо? - не знаю. Наверное, ни то и не другое. Просто - так было.
Можно, конечно, говорить "фэ", по этому поводу. Но, в условиях тогдашнего противоестественного устройства общества - это было неформальной кооперацией людей, лишенных возможности реализовать себя как-то иначе, нежели чем "чесать языки" с себе подобными. Или, ты бы хотел, чтобы инженер, на кухне, рассказывал учительнице о том, как он решил проблему залипания контактов, в реле привода конвейера? А та, с замиранием сердца - внимала увлекательному рассказу?
Ах, да - середина 80х... Странно - может, все таки раньше, в конце 70х -начале80х ? - 85 год - Горбачев со своей "катастройкой" и кухонные беседы крутились, сначала, вокруг разрешенной "запрещенки" - Дудинцев, Шаламов, "Крутой маршрут", "Слепящая тьма" и пр., потом "Огонек" Коротича и "реальная политика" - АБС, на этом фоне сильно "поблекли".
Ты, видимо, не помнишь ажиотажа вокруг литературы, непонятным для меня образом, возникшим во второй половине 70х годов. Прежде - я свободно покупал какую угодно фантастику не то что в книжных магазинах ("подписные" тома БСФ не выкупались! - стояли в свободной продаже - так мне достались 22-25 тома, плюс три "сверхплановых"), но и в киосках "Союзпечати" ("Пикник" АБС, Булычев, Колупаев).
Но, к концу десятилетия - обладание книгами стало ПРЕСТИЖНЫМ. Книги надо было ДОСТАВАТЬ. И неважно, что они потом не читались - ряд блестящих тиснением корешков в серванте "внушал" (хотя, злые языки говорили, что такие "коллекционеры" просверливали книги и нанизывали их на металлический пруток - "чтобы ровнее смотрелось"). Вот это меня, реально, бесило.
Однако, обвинять в том авторов популярных книг - мне в голову не приходило. Как и в том, что читатели АБС полагали себя "прогрессивными и либеральными". Равно и то, что АБС "эту карту отыгрывали". Я, вообще, не могу понять - какие произведения ты имеешь в виду, говоря о том, что "они отыгрывали"? Практически все "кухонные" вещи АБС, написаны в конце 60х годов ("Град..." был недоступен - АБС его не давали никому). В пору пика их "кухонной популярности" - конце 70х-начале 80х - были опубликованы "За миллиард..." и "прогрессорская" серия (на мой взгляд, весьма слабая - но, она незаконченая, и ненаписанная 4я часть, об Островной Империи - на мой взгляд, могла стать вполне серьезной книгой, куда "весомее" остальных трех) - это не те произведения, которые "обсуждались".
Ну, а оценивать литературные достоинства произведений АБС "вообще" - как-то странно. У них есть разная, по качеству, проза - и откровенно слабая, и конкретно детская (Визит в преисподнюю), и "литература своего времени", типа "Страны багровых туч". "Улитку", откровенно скажу - я не понимаю. Туп-с, видимо. "Сказка..." мне нравится в первом, журнальном варианте - в авторской редакции, мне представляется - сюжет получился слишком "рыхлым", появились "висящие" персонажи, наподобие отставного полковника (или как там его), в целом - сюжет "потерял темп".
Давай оценивать конкретные произведения, а не "творчество в целом".
Лично я ценю "Град...", "За миллиард...", "Лебедей", "Понедельник/Сказку", "Пикник". Остальное - от "постольку-поскольку", до откровенного равнодушия.
В конце концов - если следовать твоей теории о причине популярности "слабых литераторов А. и Б. Стругацких", по причине недоступности широкой публике "литературных эталонов" - где же сейчас писатели, равные по качеству литературы не то что оным, ныне свободно доступным "эталонам", но и тем "слабым" АБС?